Формирование регуляторного опыта у обучающихся основной школы в процессе реализации проектно-исследовательской деятельности
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-1-124-133
Проводится анализ понятий «субъектность», «субъектность учебной деятельности», «регуляторный опыт», «субъектный опыт». Рассмотрены исследования, посвященные становлению субъектности в подростковом возрасте. Проанализированы работы авторов, считающих, что для формирования субъектной активности, самостоятельности и др. качеств, характеризующих субъектность, необходимо формировать регуляторный (субъектный) опыт, который является основой субъектности и включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: ценностный опыт, опыт рефлексии, опыт привычной активизации, операциональный опыт и опыт сотрудничества. Сделан вывод о том, что регуляторный (субъектный) опыт формируется в процессе сотрудничества со взрослым и оптимальным методом его формирования будет проектно-исследовательская деятельность обучающихся, а также специально разработанные задания, направленные на развитие компонентов регуляторного опыта. Исследование проводилось на выборке обучающихся седьмых-восьмых классов (N = 158). Зависимыми переменными в эксперименте были следующие критерии: общий уровень субъектности личности; атрибуты субъектности – активность, автономность, целостность, опосредованность, креативность; параметры регуляторного опыта. Изучалась результативность влияния на перечисленные характеристики специально разработанных заданий, направленных на формирование регуляторного опыта обучающихся и включенных в проектно-исследовательскую деятельность. Задания были направлены на осознание деятельности, развитие планирования, стимулирование активности, умение делать самостоятельный выбор и осуществлять анализ причин успехов и неудач в деятельности. Полученные результаты подтвердили гипотезу исследования, при этом максимальная результативность влияния отмечена на такие атрибуты субъектности, как активность и автономность. Положительная динамика отмечена в компонентах субъектного опыта, наибольшие изменения отмечены в опыте привычной активизации, что проявилось в стремлении самостоятельно выполнять теоретические задания. Период обучения в школе является важным жизненным этапом в становлении личности, в этот период происходит множество личностных преобразований, одним из основных является становление субъектности личности как способности быть автором и творцом собственной жизни. Реализация проектно-исследовательской деятельности с обучающимися, использование на всех этапах работы над проектом специально разработанных заданий, направленных на целенаправленное формирование компонентов регуляторного опыта, способствуют развитию субъектных качеств личности подростков.
Ключевые слова: субъектность, учебная субъектность, регуляторный опыт, проектно-исследовательская деятельность, обучающиеся основной школы, подростковый возраст
Библиография:
1. Осницкий А. К. Психологические механизмы самостоятельности. М.: Психологический институт Российской академии образования, 2010. 232 с.
2. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5–19.
3. Бохорский Е. М. Развитие рефлексии как условие формирования у учащихся субъектного отношения к труду: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1991. 21 с.
4. Воробьева М. В. Анализ сформированности саморегуляции деятельности в профконсультировании учащихся: дис. … канд. психол. наук. М., 1994. 147 с.
5. Щукина М. А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2004. 168 с.
6. Абульханова К. А. Ретроспектива и перспектива принципа субъекта в исследованиях мышления школой С. Л. Рубинштейна // Вопросы философии. 2021. № 9. С. 75–81.
7. Божович Е. Д. Критерии и эмпирические показатели позиции субъекта учения: материалы II Международной научно-практ. конф., Калуга, 20–22 апреля 2017 г. Калуга: Политоп, 2017. С. 42–50.
8. Волкова Е. Н. Психологические особенности субъектности одаренных подростков // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2020. № 197. С. 52–62.
9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика. 1986. 240 с.
10. Леонтович А. В. Становление субъекта собственной деятельности в научно-практическом образовании школьников: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2017. 58 с.
11. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах: учеб. пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 431 с.
12. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2017. 287 с.
13. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды. 2-е изд. М.: Изд-во МПСИ, 2004. 672 с.
14. Прокофьева Т. В. Становление субъектности подростков в учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Волгоград, 2001. 19 с.
15. Якиманская И. С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологи. 1994. № 2. С. 64–76.
16. Якиманская И. С. Основы личностно ориентированного образования. М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2011. 413 с.
17. Камнев А. Н., Михайлова Т. А. Особенности развития субъектности подростка во взаимодействии с природной средой в условиях детского образовательно-оздоровительного лагеря // Психолого-педагогические исследования. 2021. Т. 13, № 1. С. 57–71.
18. Кузнецова Т. В. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск, 2011. 24 с.
19. Леонтович А. В., Савичев А. С. Учащиеся как исследователи (как эффективно руководить самостоятельной исследовательской работой школьников?): метод. пособие для преподавателей (тренеров) системы РКЦ-ММЦ проекта ИСО. М.: 2007. 79 с.
Выпуск: 1, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 124 — 133
Скачиваний: 394