СОЦИОГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ САМОМЕНЕДЖМЕНТА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-3-60-67
Рассматривается система социогуманитарных технологий самоменеджмента, направленная на формирование у студентов высших учебных заведений субъектной позиции при осуществлении образовательной деятельности и их готовности к саморазвитию при выстраивании траектории обучения. Цель – обоснование применения социогуманитарных технологий для повышения эффективности самостоятельной работы студентов в открытом образовательном пространстве вуза. Применялись теоретические методы исследования, такие как изучение и анализ психологических и педагогических источников, и эмпирические – изучение продуктов деятельности, рефлексивных материалов, контент-анализ. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы по проблематике исследования уточнено понятие социогуманитарных технологий – это совокупность рационально выстроенных методов, процедур и алгоритмов воздействия на индивидов, социальные группы и процессы, обладающие следующими особенностями: ориентация на разностороннее развитие личности студента; воздействие и на личность, и на социум; отсутствие единого воздействия при наличии алгоритма; ресурсоемкость, гибкость процедур; социальные отношения и процессы, направленные на получение гуманитарных результатов; субъект-субъектная направленность отношений. Был выявлен ряд проблем, негативно влияющих на успешное осуществление самостоятельной работы студентов в открытом образовательном пространстве вуза, для чего определен ряд технологий, выступающих ресурсом для развития самоменеджмента студентов и включающих в себя сопровождение, управление временем (тайм-менеджмент), самотьюторство и построение индивидуальной образовательной траектории. Каждая технология представляет собой отдельный модуль системы, что в совокупности позволяет качественно повысить навыки самостоятельной работы в процессе обучения. Применение системы социогуманитарных технологий позволяет существенно повысить уровень эффективности самостоятельной работы студентов и положительно влияет на их мотивацию к практико-ориентированной деятельности, что продемонстрировало исследование, проведенное со студентами бакалавриата направления подготовки «Организация работы с молодежью» по профилю «Социогуманитарные технологии сопровождения молодежных инициатив» Национального исследовательского Томского государственного университета.
Ключевые слова: самоменеджмент студентов, социогуманитарные технологии, hard skills, soft skills
Библиография:
1. Атаманова И. В., Богомаз С. А. Ценностные и деятельностные ориентации вузовской молодежи: выбор между безопасностью и инновационностью // Science for Education Today. 2021. № 1. С. 59–74. doi: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2101.04
2. Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. Т. 9, № 1. С. 1–18. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 12.02.2022).
3. Лазарева М. В. Анализ методологических подходов к сущности понятия «непрерывное профессиональное образование» // Вестник КемГИК. 2018. № 44. С. 162–170.
4. Юдин Б. Г. От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям // Знание, понимание, умение. 2005. № 4. С. 129–138.
5. Лупанов В. Н. Социальные технологии в системе управления качеством образования на основе рейтинга образовательных ресурсов // Известия Российского гос. пед. ун-та имени А. И. Герцена. 2008. № 11 (75). С. 231–241.
6. Нечаева Е. О. Социальные технологии: История становления и версии понимания // Вестник РГГУ. 2014. № 4 (126). С. 55–64.
7. Багирова К. Э. Социальные и гуманитарные технологии в обществе знания // Известия Саратовского ун-та. Серия: Социология. Политология. 2018. Т. 18. Вып. 2. С. 174–178.
8. Поздняков М. В. Социальные и гуманитарные технологии в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. Т. 11, № 4. С. 32–38.
9. Балина О. Г. Графические техники визуализации информации как средство активизации учебно-познавательной деятельности студентов (на примере изучения курса «Педагогика») // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 48. С. 109–116.
10. Сырямкина Е. Г. Студент и преподаватель в системе когнитивного менеджмента // Вестник Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2013. № 2 (22) C. 102–107.
11. Калинин С. И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. СПб.: Речь, 2006. С. 371.
12. Асютина О. Н., Костюкова Т. А. Актуализация темпоральных особенностей как элемент самоменеджмента студентов вузов при дистанционном формате обучения // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15, № 2 (51). С. 130–138.
Выпуск: 3, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 60 — 67
Скачиваний: 557