ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ЭФФЕКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-1-84-91
Настоящая статья посвящена рассмотрению круга вопросов, касающихся поиска путей совершенствования образовательного процесса в военных высших учебных заведениях посредством применения тренинговых методов обучения. Актуальность данной проблемы определяется спецификой и высочайшим уровнем сложности современных проблемных военно-политических ситуаций и тенденций их развития. В связи с этим к уровню морально-боевых качеств действующих Вооруженных сил РФ и будущих военных предъявляются очень высокие требования. Удовлетворение этих требований возможно при условии повышения эффективности образовательного процесса в военных вузах, в том числе посредством применения тренинговых методов обучения. Основной задачей и целью образовательного процесса военного вуза является формирование у военнослужащих целого комплекса качеств, которые помимо моральных, профессионально-боевых и физических включают в себя и психологические качества: развитые восприятие, мышление, внимание, память, эмоционально-волевую устойчивость. От уровня психологической подготовленности современных курсантов военных вузов зависит их способность адекватно оценивать любую ситуацию, в том числе конфликтную, ориентироваться в ней, самостоятельно принимать ответственные решения. Целесообразность широкого применения в образовательном процессе тренинговых методов обучения обусловлена их высоким потенциалом в обеспечении психологической готовности, в формировании и развитии психологических механизмов управления своим поведением в стрессовых ситуациях. За счет специфического содержания и организационной формы тренинг является действенным средством формирования и совершенствования профессионально значимых качеств будущих военных, средством интенсивного обучения поведению в конфликтных ситуациях. Очевидно, что системное использование тренингов в образовательном процессе военного вуза, обеспечение и соблюдение при их организации и проведении определенных условий может явиться достаточно действенным направлением повышения эффективности военного образования в целом.
Ключевые слова: современные образовательные технологии, конфликт, военный вуз, психология, тренинг, курсанты, конфликт, групповые занятия, группы
Библиография:
1. Герейханов М. А. Развитие умений управления конфликтами в образовательной среде военного вуза // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 54. С. 29–34.
2. Никифоров И. Г. Особенности межличностных конфликтов в образовательном процессе военного вуза // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Белгород, 30 ноября 2019 года / под общ. ред. Е. П. Ткачевой. Белгород: Агентство перспективных научных исследований, 2019. С. 92–96.
3. Муслимов А. М. Особенности конфликтного поведения курсантов и педагогические условия профилактики межличностных конфликтов в образовательном процессе военных учебных учреждений // Армия и общество. 2018. № 45. С. 33–38.
4. Саппа Н. Н. Межличностные конфликты в курсантской среде и их преодоление // психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 2 (65). С. 44–47.
5. Хертель А. Профессиональное разрешение конфликтов. Медиативная компетенция в вашей жизни. Новосибирск, 2017. 272 с.
6. Бубличенко М. В., Волкова Д. Психологические тренинги на каждый день. М.: Феникс, 2017. 221 с.
7. Минделл А. Конфликты: фазы, форумы и способы разрешения. М.: Ганга, 2019. 308 с.
8. Давыдов Д. В. Особенности организации воспитательного процесса курсантов военных вузов, направленного на формирование конфликтологической культуры // Армия и общество. 2017. № 5. С. 14–19.
9. Веснин В. Р. Технологии и методы разрешения конфликтов. СПб.: Проспект, 2021. 96 с.
10. Салменкова М. В. Стратегия и методы решения конфликтов в организации // Инновационная наука. 2018. № 12. С. 195–197.
Выпуск: 1, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Страницы: 84 — 91
Скачиваний: 574