ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-1-44-50
Рассматривается проблема формирования готовности будущих педагогов к инновационной деятельности на примере курса «Инновационная деятельность в предметной области ‘‘Русский язык’’». На основе совокупности описанных и проанализированных авторских трактовок понятия «инновации в образовании» сформирована исследовательская позиция рассмотрения инноваций в качестве важного элемента поддержания образования в состоянии динамичного развития, адекватного требованиям современного общества, как явление коллективной или индивидуальной профессиональной творческой деятельности педагога. Методологической основой исследования выступил анализ научной и программно-методической литературы, комплекс методов системного и личностно ориентированного подходов. Описан опыт формирования готовности будущих педагогов к инновационной деятельности на примере курса «Инновационная деятельность в предметной области ‘‘Русский язык’’», в рамках которого осуществляется системная теоретико-методическая и практико-ориентированная подготовка обучающихся, представлены ведущие виды учебной деятельности (специально организованная работа с научными источниками, с практическим материалом, практические зада ния разработческого характера, проектная деятельность). По результатам проведенного исследования делается вывод, что формирование готовности у будущего педагога к инновационной деятельности способствует проявлению концептуальной позиции в предметной области, выявлению в ней ресурса развития и инноваций (в том числе потенциальной) и их критической оценке, созданию условий для поиска инновационных решений в образовательном пространстве; данная компетентность выступает важной составляющей в профессиограмме современного педагога.
Ключевые слова: инновации в образовании, готовность к инновационной деятельности, инновационные процессы, образовательный потенциал, критичность
Библиография:
1. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М.: Педагогическое сообщество, 1991. 91 с.
2. Джумаева С. А., Хайруллаева М. Х. Педагогические инновации в современной системе образования // Научные исследования. 2019. № 3 (29). С. 39–39.
3. Ахметвалеева Э. М., Муллагаялова Г. С. Инновации в сфере образования // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. № 1 (5). С. 91–93.
4. Социологический словарь. URL: https://gufo.me/dict/social/ИННОВАЦИЯ (дата обращения: 22.11.2021).
5. Гостев А. Г., Лихолетов В. В. Сущность и структура педагогических инноваций // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 12. С. 26–34.
6. Кларин В. М. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989. 90 с.
7. Виртуханова Ю. С., Лысенкова И. Ю. Инновации в образовании // Скиф: Вопросы студенческой науки. 2020. Вып. 5 (45). С. 111–117.
8. Корнетов Г. Б. Педагоги-новаторы, новое педагогическое мышление и инновационное движение в отечественном школьном образовании (вторая половина 1980-х – вторая треть 1990-х гг.). Статья 1 // Историко-педагогический журнал. 2019. № 1. С. 72–100.
9. Корнетов Г. Б. Педагоги-новаторы, новое педагогическое мышление и инновационное движение в отечественном школьном образовании (вторая половина 1980-х – вторая треть 1990-х гг.). Статья 2 // Историко-педагогический журнал. 2019. № 2. С. 58–86.
10. Лазарев В. С., Мартиросян Б. П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. 2004. № 4. С. 11–21.
11. Рабочая программа дисциплины «Инновационные процессы в образовании». Владимир: ВлГУ, 2015. 17 с.
12. Рабочая программа дисциплины «Инновационные процессы в образовании». Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2021. 26 с.
13. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Инновационные подходы к преподаванию предметной области „Искусство“ в условиях реализации ФГОС общего образования». Ульяновск, 2019. 41 с.
Выпуск: 1, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Страницы: 44 — 50
Скачиваний: 573