РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-4-177-187
Деятельностный характер современного высшего образования настоятельно требует сегодня введения в его содержание и формирования у студентов рефлексивных компетенций, что может говорить о важном направлении модернизации образования в целом. Это касается, в частности, и обучения иностранному языку, где существенным образовательным ресурсом становится использование интерактивных технологий, когда в условиях постоянного обновления информации становится столь необходимым ее рефлексивное обобщение. В этой связи использование студентами интерактивных технологий в ходе изучения иностранного языка с точки зрения их рефлексивной готовности к этому становится особенно актуальным, поскольку студенты не обладают еще достаточным умением выявлять причинно-следственные связи в лингвистических аспектах изучаемого языка. Проблема развития рефлексивной готовности студентов к использованию интерактивных технологий в процессе обучения иностранному языку обусловливается потребностью обновления вузовской системы образования, где имеют место определенные противоречия. Это касается, например, требования по решению проблемы расширения рефлексивной деятельности студента и недостаточной методологической разработанностью качественного введения рефлексии в процесс обучения иностранному языку с учетом использования интерактивных технологий. В связи с этим проанализированы методологические аспекты рефлексивных умений студентов вуза посредством интерактивных технологий. Таким образом, целью настоящей работы стало рассмотрение аспектов развития рефлексивной готовности студентов к использованию интерактивных технологий в процессе обучения иностранному языку.
Ключевые слова: студенты вуза, иностранный язык, процесс обучения, рефлексивная деятельность, рефлексивная готовность, интерактивные технологии, языковая личность, мыслительная деятельность, самоанализ, самооценка, самоорганизация
Библиография:
1. Sinagatullin I. M. The impact of globalization on education. New York: Nova, 2006. 221 p.
2. Бизяева A. A. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: дис. ... канд. психол. наук. М., 1993. 238 с.
3. Куриленко Н. С., Чечет В. В. Интерактивная педагогика. М.: Белый Ветер, 2004. 80 с.
4. Щедровицкий Г. П. Рефлексия в деятельности // Вопросы методологии.1994. № 4. С. 76–121.
5. Берулава Г. А. и др. Роль стереотипов психической активности в развитии личности. М.: Гуманитарная наука, 2010. 157 с.
6. Бодалев А. А. Психолого-педагогические проблемы формирования личности // Личность и общение. 1995. С. 9–21.
7. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Т. С. Паниной. 3-е изд. М.: Академия, 2007. 176 с.
8. Вульфов Б. З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М., 1995. 112 с.
9. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
10. Соколова Л. А. Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся // Иностранные языки в школе. 2005. № 1. С. 19–26.
11. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход. М.: МПСИ, 2005. 216 с.
12. Косолапова М. А. Технологические подходы в организации профессиональной подготовки к педагогической деятельности в высшей школе. Томск, 2007. 177 с.
13. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
14. Белозерцева Т. В. Педагогическая технология формирования рефлексии школьников в процессе обучения: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2000. 195 с.
15. Ходос Е. А., Бутенко A. B. Критическое мышление: метод, теория, практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов пед. вузов. М.: Мирос, 2002. С. 133–139.
16. Казимирская И. И., Торхова А. В., Бычковский П. М. Рефлексивная технология: учеб.-метод. пособие для студ. пед. специальностей. Минск: БГУ, 2004. С. 104–106.
17. Алексеев Н. Г. Способность к рефлексии как существенный момент интеллектуальной культуры специалиста. Новосибирск, 1994. С. 31–56.
18. Астафурова Т. Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально значимых ситуациях межкультурного общения (лингвистический и дидактический аспекты): дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997. 324 с.
19. Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений. СПб.: Питер, 2005. 48 c.
20. Белошицкий A. B., Бережная И. Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза // Педагогика. 2006. № 5. C. 60–67.
21. Буланкина Н. Е. Проблема эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве. М.: АПКиПРО, 2002. 208 с.
22. Сороковых Г. В. Субъектно-деятельностный подход в лингвистической подготовке студентов. М.: Изд-во МШУ, 2003.178 с.
23. Bandura A. Self-referent thought: A developmental analysis of self-efficacy // GestaIt Theory. 1980. Vol. 2, № 34. P. 147–174.
24. Crumly C. Pedagogies for Student-Centered Learning: Online and On-Ground. Minneapolis: Fortress Press, 2014.
25. Radford J. Reflections on introspections // American Psychologist. 1974. Vol. 29. P. 245–250.
26. Thorne S. L., Black R.W. Language and Literacy Development in Computer-mediated Contexts and Communities // Annual Review of Applied Linguistics. 2007. Vol. 27. P. 133–160.
27. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. 276 c.
28. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий: учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 182 с.
29. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков). М.: Высшая школа, 1989. 238 с.
30. Аствацатуров Г. О. Приемы обратной связи. Попс-формула URL: http://didaktor.ru/priyomy-obratnoj-svyazipops-formula (дата обращения: 24.03.2021).
Выпуск: 4, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 177 — 187
Скачиваний: 702