ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ ГАМИЛЬТОНА В КУРСЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ (МОДУЛЬ «КЛАССИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА»)
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-1-85-91
Исследуется подход к формированию универсальных компетенций в курсе «Теоретическая физика. Модуль: Классическая механика» для студентов бакалавриата на примере раздела, связанного с нахождением закона движения тела. Акцент ставится на подходе к решению уравнений Гамильтона как системы дифференциальных уравнений первого порядка. Модуль «Классическая механика» является начальным этапом изучения теоретической физики. В этом разделе рассматриваются различные подходы к исследованию динамики механических систем, такие как Ньютоновская механика, Лагранжева механика и канонический формализм Гамильтона. Эти подходы являются эквивалентными, но формализм Гамильтона имеет ряд преимуществ. Тематика работы актуальна для студентов педагогических вузов, чьи профессиональные задачи предполагают умение осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1), обобщать теоретический материал и применять его к конкретным задачам с конкретными методическими целями. Цель разработки – помочь студентам увидеть общее и различное в решении задач, рассматривая предложенные задачи с единой позиции. Методическая задача состоит в формировании компетенций группы УК-1 при решении предлагаемых заданий.
Ключевые слова: физико-математические науки, теоретическая физика, классическая механика, системы дифференциальных уравнений, динамика физических систем, подготовка педагогов, универсальные компетенции
Библиография:
1. Белкина В. В., Макеева Т. В. Концепт универсальных компетенций высшего образования // Ярославский пед. вестник. 2018. № 5. С. 117–126.
2. Тарханова И. Ю. Формирование универсальных компетенций обучающихся средствами университетской среды // Вестник Костромского гос. ун-та. 2018. Т. 24, № 3. С. 123–128.
3. Азоркина О. Д., Кириллова Е. Н. О формировании профессиональных компетенций будущих учителей физики на примере занятия по курсу «Теоретическая физика» // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 2 (24). С. 9–16. DOI: 10.23951/2307-6127-2019-2-9-16
4. Азоркина О. Д., Кириллова Е. Н. О формировании универсальных компетенций при решении задач теоретической физики в модуле «Классическая механика» // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 2 (30). С. 121–129. DOI: 10.23951/2307-6127-2020-2-121-129
5. Рабочая программа учебной дисциплины Б1.О.08.03 «Теоретическая физика». Томск: ТГПУ, 2019. 9 с. URL: http://193.106.132.55/RPDPrint/print/1836543?reportId=72 (дата обращения: 01.10.2020).
6. Ландау Л. Д., Лившиц Е. М. Теоретическая физика: учебное пособие: в 10 т. Т. 1. Механика. М.: Физматлит, 2017. 224 с.
7. Бороненко Т. С., Бухбиндер И. Л., Кругликов В. В. Задачи по классической механике: учебно-метод. пособие. Томск: ТГПУ, 2003. 160 с.
8. Кудрявцева Н. В. Практикум по классической механике: учебно-метод. пособие. Томск: ТГУ, 1986. 106 с.
9. Рабочий учебный план по программе бакалавриата. Направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки). Направленность (профиль) «Математика и физика». Томск: ТГПУ, 2020. 28 с. URL: https://tspu.edu.ru/files/sveden2/opop/2020-2021/FMF440305_PO2prof_MatemFiz/401/UP/UP.pdf (дата обращения: 05.11.2020).
10. Эльсгольц Л. Э. Обыкновенные дифференциальные уравнения: учеб. для вузов. СПб.: Лань, 2002. 224 с.
11. Умнов А. Е., Умнов Е. А. Основы теории обыкновенных дифференциальных уравнений. М.: МФТИ, 2017. 304 с.
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 85 — 91
Скачиваний: 594