ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПРИГОДНОСТИ ЛИЧНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DOI: 10.23951/2307–6127-2020-6-220-229
Актуальность разработки психологических критериев пригодности личности к различным видам деятельности определяется появлением новых ее видов и необходимостью научно обоснованного отбора лиц, способных к их успешной реализации. С учетом анализа теоретических основ и результатов эмпирических исследований психологических качеств, обеспечивающих успешность в различных видах деятельности, эти качества были сгруппированы в следующие блоки: особенности эмоционально-волевых и познавательных процессов, опыт, мировоззренческо-мотивационные структуры, способности, характерологические особенности. Предложенная структура психологических критериев может быть использована для практико-ориентированного отбора психологических качеств личности, а также дальнейшей проверки гипотез об их значимости для той или иной деятельности.
Ключевые слова: пригодность к деятельности, критерии пригодности, психологическая пригодность, психологический отбор, структура личности
Библиография:
1. Гуревич К. М. Дифференциальная психология и психодиагностика: избр. тр. СПб.: Питер, 2008. 335 с.
2. Файоль А. Общее и промышленное управление / пер. Б. В. Бабина-Кореня. М.: Центр. ин-т труда, 1923. 122 c.
3. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Вестн. Московского ун-та. Серия 20: Педагогическое образование. 2014. № 4. С. 99–105.
4. Левитов Н. Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. 340 с.
5. Ананьев Б. Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблема способностей. М.: АПН РСФСР, 1962. С. 15–32.
6. Марищук В. Л. Критерии профессиональной пригодности в отборе // Хрестоматия по инженерной психологии. М.: Высш. шк., 1991. С. 257–265.
7. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособие. М.: МГУ, 1995. 224 с.
8. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2008. 432 с.
9. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
10. Ковалев А. Г. Психология личности. 2-е изд. М.: Просвещение, 1965. 288 с.
11. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 255 с.
12. Ярушкин Н. Н., Сатонина Н. Н. Нравственные качества руководителя как условие его профессиональной успешности // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2017. № 1-1. С. 80–84.
13. Аюпов Р. Г. Профессиональная компетентность руководителя как основа качества управленческой деятельности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. № 4. С. 112–114.
14. Горчакова Р. Р. Основные черты и качества современного руководителя // Вестн. Мордовского ун-та. 2009. № 3. С. 129–132.
15. Хафизова Р. А. Личные качества линейного руководителя // Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях: сб. материалов VIII Всерос. студ. науч.-практ. конф. Альметьевск, 2018. С. 481–483.
16. Ларионов В. Г. Качества и поведение руководителя в малом бизнесе // Контроллинг. 2014. № 51. С. 52–59.
17. Хамматова Р. С. Профессионально-личностные качества современного руководителя // Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 3 (5). С. 135–137.
18. Литвинова Г. А. Применение психодиагностического метода Ассессмент-Центр в полиции Баварии // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». М., 2010. С. 212–214.
19. Левочкина А. А. Деловые качества руководителя и их влияние на эффективность управленческой деятельности // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2017. № 3 (16). С. 47–48.
20. Минкова Е. С. Профессиональная пригодность к инженерно-управленческой деятельности на транспорте // Вестн. Балтийского фед. ун-та им. И. Канта. 2010. № 5. С. 69–71.
21. Сигов А. С., Сидорин В. В. Требования к инженерам в условиях Новой Индустриализации и пути их реализации // Инженерное образование. 2010. № 10. С. 80–91.
22. Малышева Ю. С., Андреева С. П. Личностно-значимые качества в структуре профессиональных качеств инженеров // Математика. Информатика. Компетентностный подход к обучению в вузе и школе: материалы всерос. науч.-практ. конф. С. 65–67.
23. Коган Б. И. О повышении качества подготовки инженеров-машиностроителей. Концепции // Вестн. Кузбасского гос. техн. ун-та. 2005. № 1 (45). С. 143.
24. Калитин А. Г., Чикулаева В. В. Профессиональная пригодность // Актуальные вопросы подготовки специалистов по направлению «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования» в условиях рыночной экономики: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. 2006. С. 82–86.
25. Иваненко М. А. Профессиональные качества педагога, работающего с семьей // Педагогическое образование и наука. 2015. № 6. С. 64–67.
26. Ямщикова Е. Г. Актуальные проблемы проявления профессионально-этических качеств педагогов в инклюзивной среде // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Reviev). 2017. № 4 (18). С. 183–188.
27. Караваев А. Ф., Марьин М. И., Петров В. Е. Основы психопрофилактики профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел: учеб. пособие. Омск, 2007. 168 c.
28. Зуева Е. Г. Психологическое сопровождение деятельности участковых уполномоченных полиции в работе с лицами, осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2013. № 4. C. 41–45.
29. Аймухамбетов Н. Н. Профессиональная пригодность и индивидуальные особенности человека, необходимые для успешного выполнения деятельности вертолетчика // Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры: сб. материалов IV Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. В. Ф. Балашовой и Т. А. Хорошевой. Тольятти, 2015. С. 8–11.
Выпуск: 6, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 220 — 229
Скачиваний: 621