СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-3-36-47
Представлено исследование мотивов и факторов профессионального выбора как одной из характеристик профессионального самоопределения студенческой молодежи. Материалом послужили исследования 1990-х гг. ученых Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Г. Н. Пашкевич и проведенное авторами в октябре 2019 г. анкетирование студентов 1-го курса Томского государственного педагогического университета. Исследование проводилось на основе теоретических (анализ научной литературы и статистических данных приемной кампании 2019 г.) и эмпирических (анкетирование студентов) методов. Цель статьи – представить педагогическому сообществу факторы, влияющие на профессиональный выбор студентов-первокурсников, ставших участниками исследования 2019 г., в сравнении с исследованиями в этой области периода 1990-х гг. Были сделаны следующие выводы: получение педагогической профессии остается наиболее привлекательным для девушек; сохраняется внутригосударственная и международная образовательная миграция абитуриентов; довузовский педагогический опыт помогает сделать осознанный выбор направления подготовки в педагогическом вузе; у современных студентов-первокурсников присутствуют внутренние мотивы, но преобладают положительные внешние. По сравнению с исследованиями В. А. Сластенина, увеличился процент студентов, которые отнесли к факторам, повлиявшим на выбор педагогического вуза, факторы «желание получить высшее образование» и «так сложились обстоятельства», что дает основание говорить об актуальности содействия в профессиональном самоопределении студентов в период обучения в вузе.
Ключевые слова: профессиональный выбор, студенческая молодежь, точка бифуркации, анкетирование студентов, довузовский педагогический опыт, рекрутинг абитуриентов
Библиография:
1. Григорьева Е. Г., Новопашина Л. А. Особенности профессионального выбора студентов педагогических направленностей. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/61424/1/978-5-7741-0327-0_086.pdf (дата обращения: 10.09.2019).
2. Зинина С. М. Профессиональная идентичность студентов и их отношение к профессиональному будущему // Приволжский научный журнал. 2015. № 4. С. 183–187.
3. Музыка А. А. Бифуркации в природе и обществе: естественнонаучный и социосинергетический аспект // Современные наукоемкие технологии. 2011. № 1. С. 87–91.
4. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самопознание. М.: Политиздат, 1984. URL: http://www.bim-bad.ru/docs/kon_personality_selfconscience.pdf (дата обращения: 26.12.2018).
5. Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России // СОЦИС. 1998. № 5. С. 90–98. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/781/692/1217/014.RUTCHKIN.pdf (дата обращения: 06.01.2019).
6. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств – участников Содружества Независимых Государств / под науч. ред. Н. А. Селезневой. М.: МИСиС, 2012. 244 с. URL: https://www.twirpx.com/file/1855702/ (дата обращения: 06.01.2019).
7. Климов Е. А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся старших классов средней школы. 2-е изд., доп. и дораб. М.: Просвещение, 1990. 159 с.: ил.
8. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.
9. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие дли студ. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Школа-Пресс, 1997. 576 с.
10. Пашкевич Г. Н. Преемственность педагогической ориентации школьников и студентов в современных условиях: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1991. С. 12–13.
11. Табачук Н. П. Информационная компетенция личности как субъекта деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 40–44. URL: https://npo.tspu.edu.ru/archive.html?year=2017&issue=3&article_id=6542 (дата обращения: 17.03.2020).
12. Петрунева Р. М., Васильева В. Д., Петрунева Ю. В. Цифровое студенчество: мифы и реальность // Высшее образование в России. 2019. № 11. С. 47–55. URL: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-11-47-55 (дата обращения: 11.12.2019).
13. Долженко Ю. Ю., Позднякова А. С. Онлайн-анкетирование как современный и эффективный способ исследования // Транспортное дело России. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-anketirovaniekak-sovremennyy-i-effektivnyy-sposob-issledovaniya (дата обращения: 21.12.2019).
14. Шубкин В. Н. Социология и общество: Научное познание и этика науки. М.: ЦСПиМ, 2010. 424 с. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=1792 (дата обращения: 15.12.2018).
15. Митин Д. Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2010. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-uchebnaya-migratsiyaponyatie-problemy-i-puti-resheniya (дата обращения: 04.12.2019).
16. Краснова Г. А., Гриншкун В. В. Особенности и преимущества онлайн-рекрутинга иностранных студентов // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-preimuschestva-onlayn-rekrutinga-inostrannyh-studentov (дата обращения: 08.12.2019).
17. Епархин О. М., Платов О. К., Трофимов Е. Ф., Зотова Е. А. Сущность, цели и задачи ребрендинга образовательных организаций // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2013. № 3-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-tseli-i-zadachi-rebrendinga-obrazovatelnyh-organizatsiy (дата обращения: 08.12.2019).
18. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. М.: Педагогическое общество России, 2002. 268 с. URL: http://sdo.mgaps.ru/books/K4/M1/file/3.pdf (дата обращения: 20.12.2019).
Выпуск: 3, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА В ВУЗЕ
Страницы: 36 — 47
Скачиваний: 888