ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-5-56-66
Рассматривается вопрос о профессиональных задачах педагога дошкольного образования. Педагогическая деятельность представляет собой процесс решения профессиональных задач, среди которых есть задачи разного вида. Дана характеристика психологической задачи как одного из вида профессиональных задач в педагогической деятельности, особенностью которой является ее недоопределенность. Неопределенность задачи связана с индивидуальным восприятием человека ситуации, его персональным отношением к данной ситуации, индивидуальным опытом решения подобных проблемных ситуаций и наличием личностных смыслов относительно происходящего в контексте общего уровня психологической зрелости человека. Это предполагает вариативность ее решения. Описаны содержательные характеристики вариантов решения психологической задачи. Приведен пример решения психологической задачи педагогом в виде кейса. Обращение к группам универсальных и общепрофессиональных компетенций, обозначенных в современных ФГОС ВО, показало, что каждая из обозначенных компетенций содержит в себе не только психологическую терминологию, но и идеи вариативного подхода к их развитию. Одним из вариантов развития профессиональных компетенций является использование задачного подхода, включающего в себя сочетание задач разного типа. В типизации профессиональных задач, отмеченных во ФГОС ВО 3++, психологическая задача входит в широкие номинации таких типов, как сопровождение, культурно-просветительский, организационно-управленческий, методический.
Ключевые слова: задачи профессиональной деятельности педагога, психологическая задача, задача открытого типа, психологическая компетентность педагога, системный подход, субъектный подход, гуманитарная парадигма образования
Библиография:
1. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 121 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». URL: http://fgosvo.ru/uploadfi les/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 23.06.2019).
2. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 122 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440302_B_3_20032018.pdf (дата обращения: 26.06.2019).
3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 26.06.2019).
4. Яблонская Т. Н. Задачный подход в системе повышения качества педагогической подготовки будущих учителей иностранного языка // АНИ: педагогика и психология. 2013. №2. С. 47–50.
5. Царева С. Е. Особенности педагогических задач в подготовке бакалавров // Современные направления психологопедагогического сопровождения детства: материалы науч.-практ. конф. / под ред. Г. С. Чесноковой, Е. В. Ушаковой. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. пед. ун-та, 2018. С. 39–41.
6. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: ТГУ, 2005. 172 c.
7. Карпинский К. В. Смысложизненные задачи и состояния в развитии личности как субъекта жизни // Сибирский психол. журнал. 2019. № 71. С. 79–106. DOI: 10.17223/17267080/71/5
8. Клочко В. Е. Онтопедагогика: психологические основания и гуманитарный потенциал // Гуманитарные основы педагогического процесса / под ред. Ю. В. Сенько. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. С. 25–38.
9. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования. М.: Академия, 2000. 240 с.
10. Сенько Ю. В. Гуманитарная парадигма образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2014. № 1. С. 50–53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanitarnaya-paradigmaobrazovaniya (дата обращения: 25.06.2019).
11. Фроловская М. Н. Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2011. 256 с.
12. Трушникова Т. Г. Системный подход в педагогике как инновационная основа формирования образовательного пространства // Человек и образование. 2006. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-v-pedagogike-kakinnovatsionnaya-osnova-formirovaniya-obrazovatelnogo-prostranstva (дата обращения: 25.06.2019).
13. Ильин Е. П. Психология для педагогов. СПб.: Питер, 2012. 640 с.
Выпуск: 5, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 56 — 66
Скачиваний: 725