СУПЕРВИЗИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-3-173-181
Представлено методологическое обоснование и опыт реализации программы развития личностной идентичности педагогов на разных этапах профессионального становления. В рамках реализации программы содержание процесса развития личностной идентичности педагогов на каждом из этапов профессионального становления выстраивалось на новом для данных групп педагогов способе взаимодействия – супервизии. В процессе сопровождения важно мотивировать педагогов на самопознание путем самоидентификации, побуждая выявить личностные особенности и потребности, возникающие в контексте профессиональной деятельности; дать им возможность осознать себя личностью, понять свое место и роль в этом мире в целом и в профессии в частности; предоставить выбор, который бы помог им стать активным субъектом, творцом своей собственной судьбы, своей жизни, своего пути в профессиональной деятельности. При этом в рамках супервизии личностное развитие и профессиональный рост рассматриваются как восходящие векторы самоизменения личности педагога на основе осознания своих потребностей и желаний, наиболее полного раскрытия способностей и потенциальных возможностей в профессиональной деятельности, сопровождающиеся количественными и качественными, содержательными и структурными преобразованиями.
Ключевые слова: личностная идентичность педагога, этапы профессионального становления, супервизия, психологическое сопровождение, методическое сопровождение
Библиография:
1. Иванова Н. Л. Профессиональная идентичность в современных исследованиях // Вопросы психологии: научный журнал. 2008. № 1. С. 89–100.
2. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 131–143.
3. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность. М.: МОСУ, 2001. С. 148–149.
4. Идентичность. URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/identichnost (дата обращения: 04.05.2018).
5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. М.: Флинта, 2006 (Серия: Библиотека зарубежной психологии). 342 с.
6. Степанов С. С. В поисках идентичности. URL: http://psypress.ru/columns/daybyday/26379.shtml (дата обращения: 11.05.2018).
7. Рикер П. Идентичность в современном мире. URL: http://philosophy.allru.net/perv234.html (дата обращения: 17.05.2018).
8. Решотка Ю. Н., Грицкевич Н. К. Взаимосвязь развития синдрома эмоционального выгорания с профессиональным имиджем педагога // Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Томск, 2017. С. 35–39.
9. Тимченко И. Н. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск, 1997. 144 с.
10. Савельева О. В. Компетентностно ориентированные формы профессионального взаимодействия педагогов // Наука и образование: материалы XX Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск: Изд-во ТГПУ. С. 79–82.
11. Савельева О. В. Исследование личностной идентичности педагогов с использованием квест-технологии // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: АЭТЭР-НА, 2017. Т. 2. С. 77–78.
Выпуск: 3, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Страницы: 173 — 181
Скачиваний: 775