РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛОРОЛЕВОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ–СЕДЬМЫХ КЛАССОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-2-137-145
Представлены результаты диагностики полоролевого самоопределения учащихся пятых–седьмых классов. Для этого было организовано написание эссе на тему «Когда мне будет 20 лет», в котором каждый учащийся описал свое желаемое будущее. Анализ текстов эссе выполнялся по следующим аспектам: профессия; хобби; развитие своих личностных качеств; семейная жизнь; желательный образ в будущем (в глазах окружающих); занятия в свободное время. Подтверждено предположение о том, что данная методика обладает диагностическими возможностями для выявления особенностей полоролевого самоопределения подростков 11–14 лет в условиях массовой школы. В частности, выявлено, что возраст подростков 11–14 лет статистически значимо не влияет на выбор ими групп профессий, выбор хобби и занятий свободного времени. В некоторой мере возраст влияет на выбор учащимися качеств личности, которые хочется в себе развить. Если учащиеся пятых классов несколько чаще выбирают внутренние (личностные) качества, то семиклассники значительно чаще – внешние характеристики. Воздействие стереотипов социальной желательности в 11 лет проявляется сильнее, чем возрастных стереотипов. Однако к 14 годам эти роли меняются местами: возрастные стереотипы влияют на подростков сильнее, чем стереотипы социальной желательности. По всем аспектам было рассмотрено влияние пола подростков.
Ключевые слова: полоролевое самоопределение, учащиеся 5–7-х классов, диагностика полоролевого самоопределения, результаты диагностики
Библиография:
1. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб.: Питер, 2003. 976 с.
2. Медведева И. А. Изучение различий в полоролевых стереотипах подростков и старшеклассников // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1287–1293.
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
4. Хасан Е. Б. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. 1997. Вып. 3. С. 32–39.
5. Машихина Т. П. Формирование полоролевого поведения подростков: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2003. 241 c.
6. Берн Ш. Гендерная психология. М.: Прайм-Еврознак, 2004. 320 с.
7. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4 (июль–август). С. 74–82.
8. Ланина Н. Г. К вопросу о коррекции личностных особенностей педагогов – психолого-педагогические условия развития личности учащихся // Тезисы докладов Междунар. науч.-практ. конф.1993. Вып. 1. С. 122–123.
9. Захарова О. В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе: учеб.-метод. пособие. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2010. 95 с.
10. Дворянчиков Н. В., Носов С. С., Саламова Д. К. Половое самосознание и методы его диагностики. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. 216 с.
Выпуск: 2, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 137 — 145
Скачиваний: 768