ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА И ПРОБЛЕМА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-4-81-89
Повседневная культура занимает значимое место в общей культуре личности и является компонентом общекультурных компетенций выпускника вуза. Именно повседневная культура способствует установлению гармоничных отношений с социумом, позволяет конструктивно взаимодействовать как в процессе межличностного, так и делового общения. Выявленный в результате диагностики недостаточный уровень сформированности повседневной культуры позволяет говорить об актуальности рассматриваемой проблемы и необходимости разработки педагогических условий, способствующих формированию повседневной культуры студентов. Анализируется сущность повседневной культуры и история ее осмысления в социально-гуманитарном знании. Рассматриваются педагогические условия формирования повседневной культуры студентов в современном вузе. Авторы статьи близки к идее опосредованного формирования ценностей повседневной культуры в естественном процессе, сопряженном с размышлением, рефлексией и переживанием.
Ключевые слова: повседневная культура студентов, формирование повседневной культуры, студенты, вуз, этический кодекс, среда вуза, средовой подход
Библиография:
1. Индикаторы образования: 2016: статистический сборник / Л. М. Гохберг, И. Ю. Забатурина, Н. В. Ковалева и др. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 320 с.
2. Нормативно-правовое обеспечение ФГОС ВО. URL: http://fgosvo.ru/support/37/4/1 (дата обращения: 15.07.2017).
3. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Зубкова Е. Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945–1953 гг. М.: РАН, 2000. 230 с.
6. Квеннелл М., Квеннелл Ч. Повседневная жизнь в Англии во времена англосаксов, викингов и норманнов. СПб.: Евразия, 2002. 384 с.
7. Экштут С. Повседневная жизнь русской интеллигенции от эпохи великих реформ до Серебряного века. М.: Молодая гвардия, 2012. 428 с.
8. Фролова С. М. Повседневное бытие общества: дис. ... д-ра филос. наук. Саратов, 2014. 340 с.
9. Правовская Н. И. Трансформации социокультурного пространства повседневности в социально-философской рефлексии: дис. ... канд. филос. наук. Йошкар-Ола, 2013. 132 с.
10. Смирнов А. В. Концептуализация повседневности: исторический и методологический аспекты: дис. ... д-ра филос. наук. СПб., 2012. 365 с.
11. Кнабе Г. С. Вещь как феномен культуры // Музеи мира. М., 1991. С. 111–144.
12. Кнабе Г. С. Древний Рим – история и повседневность: очерки. М.: Искусство, 1986. 207 с.
13. Лелеко В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб.: СПбГУКИ, 2002. 304 с.
14. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции российского дворянства (XVIII – начало XIX вв.). СПб.: Искусство-СПб., 1999. 414 с.
15. Сервис для поиска работы и персонала. URL: hh.ru. (дата обращения: 15.07.2017).
16. Сервис для поиска работы и персонала. URL: superjob.ru. (дата обращения: 15.07.2017).
17. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье. Время, труд и культура Запада / пер. С. В. Чистяковой, Н. В. Шевченко. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2002. 328 с.
18. Трухачев В. И., Тарасова С. И., Хохлова Е. В., Федиско О. Н. Система воспитательной работы в вузе: традиции качества // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 72–80.
19. Грищенко В. Н. Концепция компетентностного подхода и профессиональное воспитание в высшей школе // Высшее образование сегодня. 2008. № 2. С. 81–83.
20. Добрускин М. Е. Гуманизация как стратегия высшего образования // Философия и общество. 2005. № 3 (40). С. 87–109.
21. Пономарев А. В. Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста: дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2009. 466 с.
22. Hepburn H. A. Democratic education in schools and classrooms. Washington: DC, 1983.
23. Этический кодекс университета. Ведомости. Вып. 34 / под ред. В. И. Бакштановского, Н. Н. Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2009. 264 с.
24. Рогачева Е. Ю. Педагогика Джона Дьюи в XX веке: кросс-культурный контекст. Владимир: МАНПО; ВГПУ, 2005. 332 с.
25. Газман О.С. Неклассическое воспитание. М.: Мирос, 2002. 294 с.
26. Margolis E. The Hidden Curriculum in Higher Education. N. Y.: Routledge, 2001. 240 p.
27. Vallance E. Aesthetic Inquiry // Forms of Curriculum Inquiry. N. Y.: SUNY Press, 1991.
28. Ахметзянова А. Т. Формирование социокультурных компетенций будущих учителей во внеучебной деятельности вуза: дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2015. 204 с.
29. Kaltsounis T. Democratic challenge as the foundation for social studies // Theory and Research in Social Education. 1994. Vol. 22. P. 176–193.
30. Фрумин И. Д. Интеллектуальная нищета высоких стремлений // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 27–52.
31. Мануйлов Ю. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестн. Костромского гос. ун-та. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. № 4. С. 21–27.
Выпуск: 4, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ
Страницы: 81 — 89
Скачиваний: 978