ИДЕОЛОГЕМА КАК СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА АНАЛИЗА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Рассматриваются теоретические аспекты гражданского воспитания как научной категории на основе анализа научно-педагогических взглядов, представленных в значительном временном диапазоне. В качестве инструмента анализа используется конструкт идеологемы, позволяющий выделить ключевые идеи, позиции, отражающие сущностные характеристики гражданского воспитания, и сформировать комплекс базисных идеологем. Исходная теоретическая позиция в определении сущности гражданского воспитания основывается на идее гражданского долженствования, которая является стержневой в структуре выделенных идеологем. Представлены категории (гражданское сознание, гражданская ответственность, гражданская активность), отражающие механизмы детерминации и возможные формы реализации гражданского долга.
Ключевые слова: гражданское воспитание, идеологема гражданского воспитания, гражданский долг, гражданское сознание, гражданская ответственность, гражданская активность
Библиография:
1. Гревцева Г. Я. Гражданское воспитание как фактор социализации школьников: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2006. 384 с.
2. Сухарева Т. А. Формирование гражданской позиции старшеклассников в условиях молодежных и детских общественных объединений // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. 2008. № 2. С. 171–178.
3. Скребцова Т. П. Воспитание гражданской ответственности в школьном самоуправлении: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 167 с.
4. Садчикова Т. А. Формирование гражданской ответственности старшеклассников в процессе волонтерской деятельности: дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2009. 227 с.
5. Дуранов И. М. Педагогические условия формирования гражданской активности во внеклассной деятельности старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1991. 186 c.
6. Козловская Т. В. Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания современных студентов: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2007. 253 с.
7. Рощин А. Н. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории педагогической и общественной мысли России: дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 169 с.
8. Сиволобова Н. А. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на основе русских культурно-исторических традиций: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. 180 с.
9. Данцевич Н. Ю. Организация среды патриотического воспитания в современной школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 7 (70). С. 116–118.
10. Игошев Б. М., Середа В. А. Педагогическая модель патриотического воспитания будущих учителей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 10 (61). С. 125–126.
11. Трещев А. М., Сергеева О. А. Психолого-педагогические условия формирования ценностных ориентаций гражданскопатриотической направленности у студентов-спортсменов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 1 (129). С. 25–32.
12. Кузнецова Л. В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 372 с.
Выпуск: 3, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ, ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 130 — 137
Скачиваний: 1052