МЕСТО ПОНЯТИЯ «ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ» В СИСТЕМЕ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
Анализируются взаимосвязи понятия «ценностное отношение» с основными категориями педагогической аксиологии: «ценностная ориентация», «установка», «профессиональная направленность». Показано, что ценностное отношение является основой и продуктом процесса ценностной ориентации. На основании теории ценностной ориентации личности А. В. Кирьяковой выделены такие механизмы формирования ценностного отношения, как поиск, оценка, выбор и проекция ценностей. Ставится вопрос о включении категории «ценностное отношение» в ценностную структуру личности.
Ключевые слова: педагогическая аксиология, ценностное отношение, ценностная ориентация, установка, профессиональная направленность
Библиография:
1. Ушатикова И. И., Пушкина Н. М. Повышение значимости профессии учителя для студентов педагогических специальностей – актуальная задача современного вуза // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та (Педагогика и психология). 2012. № 12. С. 119–128.
2. Черевко М. А. Отношение студентов к будущей профессии учителя на этапе обучения в педагогическом вузе // Власть и управление на востоке России. 2010. № 1. С. 225–230.
3. Васильев И. А. Роль образовательных учреждений и вузов в подготовке молодых педагогов (фрагменты ряда конкретных социологических исследований) // Фундаментальная наука вузам. 2010. № 3. С. 368–375.
4. Вершинина Л. В. О ценностном сознании в педагогическом образовании // Мир образования – образование в мире (науч.-метод. журн.). 2007. № 2 (26). С.113–121.
5. Григорьева Н. А. Ценностные ориентации личности: теоретические основания и практика формирования: учеб. пос-е по спецкурсу. Волгоград: Перемена, 2003. 118 с.
6. Немов Р. С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. Ч. 1. 304 с.
7. Павелко Н. Н. Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности преподавателя высшей школы: моногр. Краснодар, 2004. 308 с.
8. Залесский Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М.: Изд-во Московского ун-та, 1982. 201 с.
9. Кирьякова А. В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. 1999. № 1. С. 13–19.
10. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: (монография). Оренбург, 1996. 188 с.
11. Немов Р. С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. Ч. 2. 352 с.
12. Узнадзе Д. Н. Теория установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с.
13. Климов Е. А. Общая психология. Общеобразовательный курс: учеб. пос-е для вузов. М: ЮНИТМ-ДАНА, 2001. 511 с.
14. Мясищев В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995. С. 48–53.
15. Булынин А. М. Ценностные ориентации в профессиональном становлении будущего учителя. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос. пед. ин-та, 1995. 136 с.
Выпуск: 2, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 141 — 146
Скачиваний: 1190