Поиск
Warning: Undefined array key "7020//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "7020//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "7020//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "7020//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "7020//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "7020//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Рассмотрена проблема анализа и интерпретации музыкального произведения с точки зрения теоретиков музыки и педагогов-музыкантов. Обоснована вариативность подходов к анализу, обусловленная категорией слушателей музыки, жанром произведения, неповторимостью, уровнем сложности и продолжительностью звучания, уникальностью мировоззрения композитора. Охарактеризованы отдельные виды анализа в зависимости от целевой направленности, указаны трудности и пути их преодоления. Анализ инструментальных произведений с позиций интонационной теории (интонационно-образный анализ) – своего рода социальное, историческое, художественное исследование, при котором необходима организация общения детей с автором и исполнителями сочинения в форме живого диалога, направленного на погружение в художественно-образный мир произведения, выявление смысла и эмоционально-ценностных отношений, воплощенных в образах-интонациях, формирование к нему собственного отношения (В. В. Медушевский). Представленные виды музыковедческого анализа применяются в практике музыкального образования школьников в зависимости от особенностей произведения и предпочтений педагога. Показан пример музыкально-педагогического анализа инструментальной пьесы студентами как один из возможных вариантов для использования в педагогической практике с учащимися общеобразовательной школы. Ключевые слова: анализ, интерпретация, музыкальный язык, педагог-музыкант, дети, произведение, ценности, смысл, интонация, метод | 514 | ||||
2 | Проанализированы причины увлечения подростков и молодежи развлекательной шоу-продукцией и отторжения многими из них образцов серьезной классической музыки, формирующей истинный музыкальный вкус. Обосновано определение музыкального вкуса как способности слушать, слышать и наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой, вкуса как одного из элементов триединой задачи занятий музыкой в школе – формирование интереса к жизни через увлеченность музыкой, творческого художественно-образного мышления. Рекомендовано слушать с подростками не только классическую музыку, но и более ценные в художественном отношении образцы поп-музыки, обсуждать их достоинства и недостатки, что позволит совершенствовать вкус и избегать противостояния учителя и детей, классической музыки и музыки современных направлений и жанров. Приведены количественные и качественные результаты изучения студентами музыкальных потребностей подростков как одного из показателей уровня сформированности музыкальных вкусов. Интерпретация результатов подтвердила зависимость уровня сформированности музыкального вкуса от систематических занятий музыкой, репертуара, на котором воспитывается музыкальный вкус детей, от уровня профессионализма педагога-музыканта. Ключевые слова: музыка, вкус, формирование, искусство, подростки, композитор, жанр, классика, развлекательность, потребности | 483 | ||||
3 | Рассмотрена проблема патриотического воспитания подростков в современных условиях информационной войны, направленной в том числе на подрастающее поколение. Отмечено деструктивное влияние потребительской субкультуры, доминирование псевдоискусства над истинным искусством и культурой, что приводит к деформации ценностных понятий об истине, добре и красоте, чувства патриотизма, любви к Отечеству. Обоснована ничем другим незаменимая роль искусства в патриотическом воспитании современных подростков, поскольку эмоционально-чувственный компонент (любовь к родине и ее народу, гордость за прошлые победы в борьбе за независимость, культурные достижения современности и привязанность к родным местам) является основным содержанием понятия «патриотизм» и произведений искусства. Музыка, соприкасаясь с тончайшими движениями человеческой души, ближе других видов искусства к самой сути возвышенного в природе, обществе, индивидуальной жизни человека. Приведены примеры реализации воспитательных возможностей произведений отечественных композиторов патриотической направленности (А. П. Бородина, Д. Д. Шостаковича, Г. В. Свиридова) студентами-музыкантами во время педагогической практики в общеобразовательной школе. Выбор произведений отражает разные периоды отечественной истории: от начала XII в. и до наших дней. Оправданность методических подходов в решении задач патриотического воспитания подростков на примере прослушивания и исполнения музыки отечественных композиторов подтверждена данными устного и письменного опроса учащихся 7-го класса, которые позволяют судить о достаточно высоком уровне их патриотической воспитанности на данном возрастном этапе развития. Ключевые слова: патриотизм, родина, Отечество, воспитание, школьники, урок музыки, произведение, русские композиторы | 335 | ||||
4 | Обозначена проблема обеспечения направленности современного общего образования на гармоничное развитие личности за счет достижения баланса в учебных планах между предметами, формирующими научную и художественную картины мира. Рассмотрены особенности научного и художественного познания, их значение в формировании единой картины мира. Дано определение художественной картины мира как специфической формы воспроизведения объективной реальности в художественных образах различных искусств. Рассмотрены мировоззренческие аспекты музыки. Приведены данные анкетного опроса и эссе учащихся о значении музыки в их жизни, полученные в конце седьмого года обучения. Ключевые слова: картина мира, образование, искусство, музыка, дети, восприятие, переживание, художественное творчество, духовность | 268 | ||||
5 | Рассмотрена проблема недостаточной методологической грамотности педагогов-музыкантов, проанализированы причины ее возникновения в профессиональной среде и в системе музыкально-педагогической подготовки студентов. Это системное индифферентное отношение к школьному предмету «Музыка» как «периферийному», а также специфика профиля подготовки, обусловленная творческой природой содержания подготовки, предполагающей крайне важную и трудоемкую музыкально-исполнительскую подготовку. Обоснована роль учебной практики (научно-исследовательская работа) в пробуждении интереса к данному виду профессиональной подготовки, в вовлечении студентов в проектно-исследовательскую работу. Показаны ее положительное влияние и результативность, выраженные в активном участии в научно-исследовательских конференциях и научно-методических семинарах с докладами и публикацией научных статей, разработкой исследовательских творческих проектов. Приведены результаты анкетного опроса студентов 4-го курса, у которых ежегодно проводилась учебная практика (научно-исследовательская работа). Ответы испытуемых подтверждают рост их методологической грамотности, интерес, активность и результативность в проектно-исследовательской деятельности, ее положительное влияние на формирование методологической и в целом профессиональной культуры будущего учителя музыки. Ключевые слова: методология, методологическая культура, учебная практика (научно-исследовательская работа), педагог-музыкант, педагог-исследователь | 170 |