Поиск
Warning: Undefined array key "3069//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "3069//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3069//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3069//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3069//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3069//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3069//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3069//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3069//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3069//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3069//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3069//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Анализируется научный вклад известного отечественного ученого, педагога и организатора психологической науки, первого ректора Иркутского государственного университета Моисея Матвеевича Рубинштейна (1878–1953) в становление психолого-педагогического образования в Восточной Сибири. Организаторская, хозяйственная и преподавательская деятельность М. М. Рубинштейна на посту ректора и заведующего кафедрой философии и психологии Иркутского государственного университета проходила в исключительно тяжелых условиях Гражданской войны. Показано, что спустя столетие заложенные М. М. Рубинштейном научные традиции достойно продолжаются преподавателями профильных кафедр и факультетов психологии сибирских вузов. В настоящее время в регионе сложилась организационная макроструктура психологических центров, научно-образовательных подразделений, служб и организаций, позволяющая вести успешную образовательную, практическую и научно-исследовательскую работу в области психологической науки. Ключевые слова: история психологии, педология, Моисей Матвеевич Рубинштейн, психолого-педагогическое образование, педагогическая психология, Восточная Сибирь, Иркутский государственный университет | 1232 | ||||
2 | Анализируется научный вклад сотрудников и преподавателей психологии Бурятского государственного педагогического института (в настоящее время – Бурятского государственного университета) в становление и современное состояние высшего психологического образования в Восточной Сибири. Хронологически представлено содержание основных этапов истории развития социально-психологического факультета Бурятского государственного университета от момента организации кафедры педагогики и психологии в 1932 г. до настоящего времени. Прослеживаются судьбы и биографии первых преподавателей психологии, внесших наиболее заметный вклад в организацию преподавания психологических дисциплин в вузе. Обозначена роль известных российских ученых из центральных вузов и ведущих психологических учреждений страны (научных руководителей аспирантов, научных консультантов докторантов), при поддержке и помощи которых во второй половине ХХ в. осуществлялась подготовка специалистов высшей квалификации для ведущего вуза Бурятии. Показано, что по истечении более полувека заложенные первыми преподавателями образовательные и научные традиции обучения психологическим дисциплинам достойно продолжаются новыми поколениями вузовских педагогов – выпускников социально-психологического факультета Бурятского государственного университета при организации образовательного процесса на профильных кафедрах и факультетах психологии сибирских и российских вузов. Ключевые слова: история образования, психологическое образование, Восточная Сибирь, Бурятский государственный педагогический институт, Бурятский государственный университет, кафедра психологии, преподаватель психологии | 930 | ||||
3 | Рассматриваются вопросы психологической безопасности личности обучающегося в образовательной среде вуза: референтная значимость окружения (отношение студентов к образовательной среде вуза), удовлетворенность в личностно-доверительном общении, защищенность от психологического насилия (унижения, оскорбления, угроз, принуждения делать что-либо против желания, игнорирования, недоброжелательного отношения). Представлены результаты эмпирического исследования психологической безопасности личности в образовательной среде высшего учебного заведения. Констатируется наличие психологически комфортных и безопасных условий для развития личности и формирования готовности к дальнейшей профессиональной деятельности и реализации жизненного плана. Ключевые слова: психологическая безопасность, защищенность личности, обучающийся вуза, студент, образовательная среда, высшее учебное заведение | 1088 | ||||
4 | Обозначены феноменологические основания и важнейшие вехи в истории изучения бессознательного. Показано, что в спорах по вопросу о природе бессознательного имеется целый ряд взаимоисключающих версий и гипотез о генетической связи бессознательного фактора с сознательными психическими процессами. Представлены точки зрения западных и отечественных авторов, отражающие научные подходы к рассмотрению проблемы соотношения сознательной и бессознательной психической деятельности в литературно-художественном творчестве. Отмечается, что роль бессознательного в психологии искусства и литературном творчестве на протяжении продолжительного периода времени неизменно привлекала к себе пристальное внимание представителей самых разных областей научного знания, в том числе психологов и литературоведов. Ключевые слова: сознание, бессознательное, психология творчества, писатель, творческая интуиция, литературно-художественное творчество | 1219 | ||||
5 | Представлен структурно-содержательный анализ основных этапов апробирования и ввода в действие профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в образовательных учреждениях Российской Федерации, осуществленных в период с 2012 по 2019 г. Обозначаются требования недавно утвержденного профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», предъявляемые к психологу, работающему в образовательных учреждениях. Показано, что профессиональным стандартом предъявляются довольно высокие требования к соискателям должностей, связанных с психолого-педагогической деятельностью. Отмечается, что эффективная реализация общетрудовых и трудовых функций, обозначенных в профессиональном стандарте, возможна при сформированности у педагога-психолога определенных универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, связанных с трудовыми действиями, необходимыми умениями и знаниями. Ключевые слова: стандартизация, стандарт, профессиональный стандарт, апробация, внедрение профессионального стандарта, должность, педагог-психолог, образовательное учреждение | 1100 | ||||
6 | Выгорание разрушительным образом сказывается на личности человека, выполнении профессиональных обязанностей и работе всей организации. Сложность и неоднозначность этого феномена отражаются в многообразии позиций исследователей относительно природы, структуры, механизмов возникновения и многого другого. Это осложняет разработку целостного теоретического фундамента эмпирических исследований. Одним из острых дискуссионных вопросов при разработке единого понятийного аппарата является определение понятия «выгорание». Основная задача статьи – проведение анализа имеющихся позиций в зарубежной и отечественной литературе относительно определения понятия «выгорание». Цель заключалась в обобщении опыта западных и отечественных авторов для выделения инвариантных признаков в определении понятия. В результате анализа выделены следующие существенные признаки определения понятия «выгорание»: сложность и многомерность; процессуальность; наличие содержательных психологических характеристик, имеющих негативную направленность; защитный функционал; влияние на все подструктуры личности человека; формирование под влиянием личностных и ситуативных факторов; отсутствие психопатологической основы. Полученные результаты позволяют обобщить опыт зарубежных и отечественных исследователей, что представляет определенный прогресс в вопросе понимания сущности и структуры выгорания. А также могут быть использованы для построения теоретических моделей выгорания и дальнейшей разработки концептуального аппарата. Ключевые слова: выгорание, основные признаки выгорания, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений, профессиональная деформация | 1180 | ||||
7 | Показано, что интерес к научным исследованиям в области персонологии способствовал привлечению внимания психологов к изучению психологической природы литературных способностей и процессов художественного творчества писателей. Отмечается, что в настоящее время исследователи ведут поиск интегративного психологического показателя, позволяющего характеризовать личность, обладающую литературными способностями. Описывается вклад ученых в сфере разработки диагностического инструментария для изучения психологических проявлений литературных способностей и специфики литературно-художественного творчества. Показано, что разработка методов диагностики психологических особенностей творчески одаренной личности является одной из центральных проблем эмпирических исследований в области психологического знания. Российскими психологами проводится разработка психодиагностических методик для диагностики особенностей творческого мышления. Однако исследователи испытывают значительные трудности в нахождении внешнего критерия. Единая обобщенная мера валидности для креативности до сих пор не установлена. Особые трудности вызывает создание психологических тестов, с помощью которых можно проводить изучение природы специальных способностей, литературно-художественной одаренности. В настоящий момент специализированных тестов для изучения литературной одаренности не разработано, поэтому задача их создания является объективно актуальной. Ключевые слова: психология способностей, психология писателя, литературные способности, литературно-художественное творчество, психологическая диагностика способностей, методы психодиагностики | 921 | ||||
8 | Представлены результаты эмпирического исследования учебных перегрузок у обучающихся основной ступени общеобразовательной школы. Дано теоретико-методологическое обоснование проведенного исследования и показана его объективная актуальность для современной системы общего образования. Психодиагностические данные были подвергнуты математико-статистической обработке (корреляционный анализ, множественный регрессионный анализ), классифицированы, обобщены и интерпретированы. Полученные результаты позволили прийти к выводу о влиянии учебных перегрузок на психологическое самочувствие обучающихся основной ступени общей школы. Приводится обобщающий вывод о том, что учебная перегрузка формируется не за счет основной учебной нагрузки обучающихся, а в результате посещения дополнительных видов учебных занятий. Сделано заключение, согласно которому для предупреждения учебных перегрузок необходимо ориентироваться не только на нормативную регламентацию отдельных видов учебной деятельности, но и на субъективное состояние обучающихся. Приводятся рекомендации возможных направлений превентивной работы с обучающимися по психологической профилактике учебных перегрузок. Ключевые слова: учебная нагрузка, учебные перегрузки, психологические предикторы, факторы риска, основная общая школа, профилактика учебных перегрузок | 832 | ||||
9 | Представлен теоретико-исторический обзор исследований общих и специальных способностей, осуществленных в отечественной научной психологии. Анализируются трудности, связанные с определением понятий «способности» и «одаренность». Обозначено понимание природы творческих способностей и креативности. Рассматриваются психологическая сущность и специфика литературной деятельности как научного феномена. Дана характеристика литературно-художественным способностям как внутреннему психологическому регулятору личности. Показано, что способности в области литературного творчества напрямую соотносятся с художественным типом одаренности, обладающим как одинаковыми, имманентными иным видам одаренности качествами, так и своеобразными характеристиками, рознящими их с другими проявлениями способностей. Ключевые слова: способности, общие способности, специальные способности, творческие способности, литературные способности, литературно-художественные способности, литературная одаренность, психология искусства, психология литературного творчества, личность писателя | 528 | ||||
10 | Представлен аналитический обзор содержания культурно-исторических эпох человеческой цивилизации, связанного с развитием научных исследований психологии художественного творчества. Показана ретроспектива зарождения и развития предпосылок психологии литературно-художественного творчества как нового направления научной психологии. Обсуждаются историко-культурные феномены психологического понимания проявлений специальных способностей и художественной одаренности. Делаются попытки обоснования проблемных вопросов психологии специальных (литературных) способностей и литературно-художественной одаренности в различные культурно-исторические эпохи. Показан научный вклад представителей отечественной психологической науки в становлении и развитии психологии литературных способностей и литературно-художественной одаренности, изучении истории литературно-художественного творчества. Ключевые слова: литературно-художественное творчество, способности, одаренность, психология способностей, психология одаренности | 362 | ||||
11 | В условиях цифровизации современной системы образования происходит психологическое развитие и трансформация личности обучающегося. Проблемные вопросы цифровизации российского образования относятся к числу наиболее активно обсуждаемых в современном психолого-педагогическом сообществе. Глобальная цифровизация привносит в образовательный процесс много новых возможностей, но ее последствия также представляют собой серьезные социальные и психологические проблемы. Цифровизация образования, применение новейших цифровых образовательных технологий, пребывание обучающегося в виртуальной среде оказывают существенное влияние на психологическое развитие ребенка, приводят к трансформациям его поведения, формированию специфической цифровой личности. В статье приведены результаты эмпирического исследования представлений педагогических работников о личностных и поведенческих особенностях современных обучающихся. Показано, что современные обучающиеся обладают психологическими свойствами и качествами, присущими представителям цифрового поколения. Ключевые слова: цифровизация, цифровое образование, цифровое обучение, цифровые образовательные технологии, цифровое поколение, виртуальная образовательная среда, психология цифровизации | 232 |