Поиск
Warning: Undefined array key "843//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "843//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "843//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "843//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "843//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "843//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "843//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "843//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "843//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Дается описание процесса формирования методической компетентности студентов – будущих учителей географии через различные формы обучения (лекции, семинары, практические занятия), самостоятельную научно-исследовательскую и педагогическую деятельность. Раскрыты составляющие методической компетентности, такие как методические знания, методические умения, педагогическая рефлексия, показано освоение их студентами в ходе изучения дисциплины «Методика обучения географии» и при прохождении педагогической практики. Подобран диагностический инструментарий, позволяющий определить сформированность компонентов методической компетентности, выявлены критерии для каждого уровня. Проведенная диагностика позволила выявить затруднения студентов в овладении методическими знаниями и умениями и определить на их основе ряд организационно-педагогических мер, способствующих формированию методической компетентности. Ключевые слова: методическая компетентность, методика обучения географии, профессиональная компетентность учителя | 1408 | ||||
2 | Описана реализация программы внеурочной деятельности по географии со школьниками на базе лаборатории геоэкологического образования и краеведения Томского государственного педагогического университета. Выявлены наиболее эффективные формы внеурочных занятий, дано их методическое описание и рекомендации по проведению. Выявлено, что внеурочная деятельность по географии, осуществляемая в рамках сетевого взаимодействия «школа – педагогический университет», является результативной для развития познавательных и творческих способностей школьников, формирования проектно-исследовательских умений и мотивации к изучению географии. Ключевые слова: внеурочная деятельность, география, школа, проектно-исследовательская деятельность | 956 | ||||
3 | Проведен сравнительный анализ методики преподавания географии К. Д. Ушинского и современной методики обучения географии. Выявлены черты сходства в изложении географического материала в учебниках по естествознанию XIX в. и современных школьных учебниках географии. В действующей в настоящее время нормативно-правовой документации в сфере образования также отражаются основные дидактические принципы ученого. Доказано, что современная методика обучения географии базируется на основных образовательных идеях К. Д. Ушинского. Ключевые слова: методика обучения географии, К. Д. Ушинский, дидактическая система, дидактические принципы | 1155 | ||||
4 | Исследования были посвящены разработке содержания дисциплин «Экономическая и социальная география Западно-Сибирского района», «Краеведение» и «Топонимика», преподаваемых в Томском государственном педагогическом университете. Выявлены наиболее эффективные формы практических занятий, дано их методическое описание и рекомендации по проведению. Получены выводы об эффективности данных занятий при формировании сибирской идентичности у студентов-географов. Полученные результаты могут быть использованы на курсах повышения квалификации и переподготовки учителей географии, при реализации уроков географии и курсов внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях. Ключевые слова: экономическая и социальная география, краеведение, топонимика, сибирская идентичность, Западно-Сибирский экономический район, Томская область | 778 | ||||
5 | Приводится критический анализ школьных учебников по географии на соответствие предъявляемым Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования методическим, психологическим, эстетическим, гигиеническим требованиям. Выявлено, что наряду с положительными моментами имеются и отрицательные. Рассмотрен национальный проект «Цифровая школа», в соответствии с его требованиями описаны способы использования в образовательном процессе учебника географии совместно с другими средствами обучения, в том числе и цифровыми. Доказывается, что учебник географии играет важную роль в формировании географического мировоззрения школьников, способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. На основе анализа состояния школьного российского географического образования выявлены пути модернизации учебников географии. Ключевые слова: география в школе, преподавание географических дисциплин, географическое образование, индивидуальный подход к обучению, учебник географии | 836 | ||||
6 | Рассматривается проблема создания персонифицированного подхода к подготовке будущих учителей географии. Дано сравнительное описание понятия «персонализация образования» в контексте педагогики, психологии, социологии. Изучены нормативно-правовые документы, в которых определен особый статус учителя в обществе и профессиональные требования к его личности. Сделан вывод, что персонализация образования позволяет, с одной стороны, развивать индивидуальные особенности обучающихся, с другой – включать в процесс социализации. При подготовке студентов к будущей профессии учителя географии необходимо организовать персонализированный подход, который выражается в тесном взаимодействии преподавателя и студента и обеспечении условий для самообразования обоих сторон. Цель статьи состоит в описании модели персонализированной образовательной среды и опыта по реализации персонализированного подхода в подготовке учителей географии. Результаты выражаются в обосновании необходимости внедрения данной модели в образовательную практику педагогических вузов. Ключевые слова: персонализация, персонализированный подход, профессиональные компетенции, модель персонализированной образовательной среды | 511 | ||||
7 | Рассматривается проблема использования на уроках географии графических приемов работы с текстом. Описана история развития приемов работы с текстом. Изучены нормативно-правовые документы, в которых определена важность формирования у обучающихся навыков работы с текстом, в том числе его графическое представление. Проанализировано содержание школьных учебников географии на наличие в них заданий по работе с графическим материалом. Описаны графические приемы работы с текстом («Резюме парафраз», «Основные мысли. Термины и понятия. Вопросы по теме», «Денотатный граф», «Кольца Венна», «Фишбоун», «Кластер», «Логические опорные конспекты», «Ментальная карта») на материале разных курсов школьной географии, приведены примеры выполненных школьниками заданий. Проанализированы результаты анкетирования обучающихся на усвоение учебного материала через графическое отображение текста. Сделан вывод, что применение на уроках географии графических приемов работы с текстом способствует более глубокому его пониманию, развитию воображения, умению систематизировать и классифицировать, выявлять причинно-следственные связи. Цель статьи состоит в описании графических приемов работы с текстом на уроках географии. Проведенное анкетирование школьников показывает интерес к данным приемам. Результаты выражаются в обосновании необходимости развивать у школьников навыки графического отображения учебного текста и внедрять в образовательную практику общеобразовательных организаций. Ключевые слова: функциональная грамотность, смысловое чтение, графические приемы работы с текстом, логический опорный конспект, универсальные учебные действия, технология развития критического мышления | 202 | ||||
8 | Рассматривается проблема внедрения фенологических наблюдений в школе. Описана история фенологических наблюдений и России и Томске. Приведены примеры использования фенологических наблюдений в сельском хозяйстве. Проведен сравнительный анализ собственных фенологических наблюдений по 15 показателям за весенний период с 2021 по 2023 г. с результатами прошлых лет других авторов. Проанализировано содержание школьных учебников географии на наличие в них заданий по фенологии. Описывается участие одного из авторов в разработке заданий для Областного фенологического конкурса «Календарь природы» в Томской области. Методически разработаны и проведены четыре занятия в школе, которые направлены на формирование познавательных универсальных учебных действий и развитие мотивации к исследовательской деятельности. Показаны способы формирования у обучающихся навыков наблюдений за сезонными изменениями в природе в ходе урочных и внеурочных занятий по географии. Цель статьи состоит в популяризации фенологических наблюдений среди школьников Томской области. Ключевые слова: фенология, фенологическое явление, фитофенология, зоофенология, фенологические фазы, фенологические даты, фенологический интервал, фенологический индикатор, календарь природы, познавательные универсальные учебные действия, исследовательская деятельность обучающихся, Томск | 231 |