Экологическая волонтерская деятельность в вузах Казахстана (на примере Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева)
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-5-167-176
Экологическая волонтерская деятельность как регулятор отношений человека и природы играет ключевую роль в социоприродной коммуникации, которая, в свою очередь, включает изменение сложившегося в обществе образа окружающей среды и построение новых оснований для взаимодействия с ней. Сегодня перспективы развития общества непосредственно связаны с процессом экологизации всех форм жизнедеятельности в интересах устойчивого прогресса. Речь идет о человеке, который в повседневной жизни стремится повысить свою осознанность, при этом с заботой относится к себе и окружающему его миру. Следовательно, экологическая волонтерская деятельность учит людей жить в гармонии с природой, способствует открытию в себе новых качеств, улучшению межличностных и профессиональных навыков. В ходе исследования экологической волонтерской деятельности в образовательных организациях высшего образования авторы научной статьи обращаются к истокам понятия «волонтерство» с целью выделить сущностные характеристики данного термина. Авторами сделан сравнительный анализ понятий «волонтер», «добровольчество», «доброволец», «волонтерская деятельность», «экологическое волонтерство», «экологическая волонтерская деятельность» на основе казахстанского теоретического и практического опыта. Так, анализ литературы позволил выявить синонимичность понятий «волонтерство» и «добровольчество». Авторы отдают преимущество термину «волонтерство» в связи с его широкой международной распространенностью. В связи с этим исследование проблемы развития экологической волонтерской деятельности позволил нам определить главные характеристики волонтера как субъекта экологической волонтерской деятельности. Волонтерская деятельность в Казахстане регулируется рядом нормативно-правовых актов, одним из которых является Концепция развития молодежной волонтерской деятельности в организациях образования Республики Казахстан. Концепция определяет порядок взаимодействия по развитию молодежной волонтерской деятельности в учреждениях образования республики в целях ее широкого распространения, масштабирования и популяризации в молодежной среде. Волонтерское движение в Казахстане полностью поддерживается государством: создан Фонд культуры и поддержки творческих инициатив, расширяются практики тренинговых программ, обучающих семинаров и других форматов для подготовки волонтеров из числа молодежи, активно внедряются специальные образовательные программы в вузах. Экологическую волонтерскую деятельность авторы рассматривают как эффективное средство воспитательной работы со студентами, которая способствует формированию социально значимой гражданской позиции, а также высших нравственных чувств и характеристик: справедливости, доброты, толерантности, дружелюбия и трудолюбия. Таким образом, определены сущностные основания экологической волонтерской деятельности, ее основополагающие признаки и характеристики. В практической части авторы обращаются к опыту ведущего вуза Казахстана – Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева, в котором активно развивается экологическое волонтерское движение среди студентов. Приведенный опыт вуза непосредственно может быть тиражирован в других учебных заведениях.
Ключевые слова: волонтерство, экoлогическое волонтерство, экологическая волонтерская деятельность, экологическая культура, высшее учебное заведение, образование, добровольчество, эковолонтеры, молодежь
Библиография:
1. О волонтерской деятельности: Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2016 г. № 42-VI (с изменениями от 11.07.2017 г.). URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1600000042 (дата обращения: 06.05.2024).
2. Об объявлении Года волонтера: утверждено Указом Президента Республики Казахстан от 26 августа 2019 г. № 135. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1900000135 (дата обращения: 06.05.2024).
3. Толковый словарь иностранных слов. М.: Эксмо, 2010. С. 169.
4. Dictionary of contemporary English. London, 2001. 1600 p.
5. Hornby A. S. Oxford Advanced Learners Dictionary of Current English. London: Oxford University Press. 1982. Vol. 2. Р. 456.
6. Standard dictionary of the English language. New York: Funk and wagnalls company, 1963. P. 1408.
7. Брокгаузъ Ф. А., Ефронъ И. А. Новый энциклопедический словарь: в 29 т. 1913. Т. 11. С. 461.
8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. С. 125.
9. State of the Worlds volunteerism Report. Universal Values for Global Well-being. Denmark: UNV, 2011. P. 4.
10. Всеобщая Декларация добровольцев: принята на 11-м конгрессе Международной ассоциации добровольцев. Париж, 14 сентября 1990 г. URL: https://pandia.org/text/80/200/49471.php (дата обращения: 20.02.2023).
11. 56/38. Recommendations on support for volunteering: resolution adopted by the General Assembly. 10 January 2002. URL: https://www.unv.org/sites/default/files/A%20RES%2056%2038.pdf (дата обращения: 20.02.2023).
12. Певная М. В. Волонтерство как социальный феномен: управленческий подход: дис. … д-ра социол. наук. Нижний Новгород, 2016. 368 с.
13. Макарова А. В., Луцева И. Ю. Вузовский социум как пространство для формирования волонтерских инициатив // Молодой ученый. 2014. № 12. С. 285–287.
14. Ерёмин Д. А., Попова С. В., Тулина Н. В. Волонтерство – важное социальное явление среди молодежи // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (27). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(27).pdf (дата обращения: 14.03.2024).
15. Орлов С. В., Коршунов А. В. Молодежное добровольчество в России: история и современность // Материалы науч.-практ. конф. Тверь: Изд. МедиаСпектр. 2021. 78 с.
16. Табаран Д. А. Психолого-педагогические условия развития экологического волонтерства в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева. // Современное общество и педагогическое образование: сб. материалов межд. науч.- практ. конф. Нур-Султан, 2022. С. 736–740.
17. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: МарТ, 2005. 448 с.
18. Акимиш Д. Е. Web-сайт клуба эковолонтеров «Зеленый ЕНУ» как площадка экологизации образования // Вестник Калужского университета. Серия 1: Психологические науки. Педагогические науки. 2022. Т. 5, № 4. С. 145–153.
19. Бакирова К. Ш., Жумагали Н., Кызайхан А., Алтынбекова А. Деятельность экоклуба КазНПУ им. Аба в реализации целей устойчивого развития // «Экологические проблемы в колледжах и школах: опыт проведения зеленых мероприятий»: сб. материалов Межд. науч.-практ. конф. Астана: Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева, 2023. С. 17–21
20. Dlimbetova G., Zhylbaev Zh., Syrymbetova L., Alieva A.. Green Skills for Green Economy: Case of The Environmental Education Role in Kazakhstan’s Economy // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11 (7). Р. 1735–1742.
Выпуск: 5, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ОБЗОРЫ
Страницы: 167 — 176
Скачиваний: 110