Метод фотопроекции как способ изучения социальных представлений о безопасности образовательной среды с помощью визуального нарратива
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-5-124-132
Работа направлена на представление авторского метода фотопроекции, позволяющего изучать социальные представления респондентов на основе анализа соответствующего визуального нарратива. Концептуальной основой исследования послужила теория ядра и периферии Ж.-К. Абрика. На основе сопоставления вербального (ядро, пространство семиотических норм) и невербального (периферия, пространство семиотических практик) фокусов внимания респондентов и выявления степени конфликтности – согласованности образующих их представлений авторы выделили на теоретическом уровне три типа взаимосвязи ядерных и периферических представлений семиотического кода: согласование, сопряжение, конфликт. Эмпирическое обоснование было построено путем соотнесения данных, полученных с помощью метода фотопроекции и данных ассоциативного эксперимента при учете данных о силе и специфике действия защитных механизмов респондентов на базе исследования темы «безопасность образовательной среды». Гипотезой исследования послужила идея о том, что конфликтный тип взаимосвязи ядерных и периферических представлений у респондентов определяет рассогласование социальных представлений разного уровня и выражается в повышении дезадаптивных защитных механизмов личности. Выборку для качественного исследования составили 20 студентов в возрасте 19–23 лет (M = 20,7; SD = 1,24). Полученные результаты позволяют говорить о возможности применения метода фотопроекции и его теоретической конструкции, связанной с выделением типов взаимосвязи ядерных и периферических представлений, для эмпирического исследования социальных представлений.
Ключевые слова: метод фотопроекции, визуальный нарратив, семантический код, ядерное представление, периферическое представление, безопасность образовательной среды
Библиография:
1. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 1. С. 3–18.
2. Moscovici S. The phenomenon of social representations // Social representations: Explorations in social psychology / ed. by G. Duveen. New York: New York Universty Press, 2000. P. 18–77.
3. Бовина И. Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологический журнал. 2010. № 3. С. 5–20.
4. Bertoldo R., Castro P. From legal to normative: A combined social representations and sociocognitive approach to diagnosing cultural change triggered by new environmental laws // Culture & Psychology. 2019. Vol. 25, № 3. P. 324–344. doi: 10.1177/1354067X18790730
5. Jaspal R., Nerlich B. Social representations, identity threat, and coping amid COVID-19 // Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. 2020. № 12. P. 249–251. doi: 10.1037/tra0000773
6. Abric J.-C. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations // Papers on social representations. 1993. Vol. 2, № 2. P. 75–78.
7. Abric J.-C. A structural approach to social representations // Representations of the social: Bridging theoretical traditions / ed. by K. Deaux, G. Philogène. Oxford: Blackwell Publishers, 2001. P. 42–47.
8. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 89–106.
9. Лотман Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. СПб.: Искусство, 2004. 704 с.
10. Петровский В. А. О статусе «Я» в культурно-деятельностном дискурсе // Культурно-историческая психология. 2023. Т. 19, № 1. С. 35–40. doi: 10.17759/chp.2023190105
11. Троцук И. Нарративность визуального, или О пользе несоциологического чтения // Социологическое обозрение. 2014. Т. 13, № 1. С. 242–258.
12. Фень Е. Рон Айерман. К социологии искусства, ориентированной на смысл // Социологическое обозрение. 2010. Т. 9, № 2. С. 75–80.
13. Брокмейер И., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 29–42.
14. Злыднева Н. В. Визуальный нарратив: опыт мифопоэтического прочтения. М.: Индрик, 2013. 360 с.
15. Moliner P. Social psychology of pictures. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2020. 130 p.
16. Вайзер Д. Техники фототерапии: исследование секретов личных фотографий и семейных фотоальбомов. М.: Генезис, 2019. 424 с.
17. Батов В. И. Рефлексия словесного творчества: язык умер, да здравствует язык. Стихи Вадима Рабиновича: опыт психогерменевтики. М.: Гнозис, 2008. 192 с.
18. Белоусов К. И., Зелянская Н. Л., Сычев О. А., Власов М. С. Представления об аморальном в свете теории моральных оснований: социально-психологическое и лингвокогнитивное исследование // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 456. С. 16–27. doi: 10.17223/15617793/456/2
19. Kravetz P. L., Madrigal B. C., Jardim E. R., Wanderbroocke A. C., Polli G. M. Social representations of suicide for adolescents of a public school in the city of curitiba, parana, brazil // Ciencia e Saude Coletiva. 2021. Vol. 26, № 4. P. 1533–1542. doi: 10.1590/1413-81232021264.09962019
20. Батов В. И. Мой друг Глеб Арсеньев: психогерменевтика словесного творчества. М.: Гнозис, 2008. 224 с.
21. Plutchik R., Kellerman H., Conte H. R. A structural theory of ego defenses and emotions // Emotions in personality and psychopathology / ed. by C. E. Izard. Boston, MA: Springer, 1979. P. 227–257. doi: https://doi.org/10.1007/978-1-4613-2892-6_9
22. Емельянова Т. П. Социальное представление – понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 6. С. 39–47.
Выпуск: 5, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 124 — 132
Скачиваний: 108