Организация работы с контаминированным текстом в начальной школе
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-5-84-91
Представлена организация работы с контаминированным художественным текстом в начальной школе. Охарактеризованы подходы к определению данного языкового явления. Раскрыта неоднозначность в понимании этой лингвистической дефиниции. Описаны виды работ в школьной практике с художественным текстом. Рассмотрены возникающие трудности при работе с контаминированными текстами в начальной школе. Обоснована необходимость ранней работы с такими текстами. На конкретном примере описаны особенности анализирующего наблюдения за языковыми свойствами контаминированного текста, которые позволяют сделать обучающимся вывод о признаках и свойствах контаминированных текстов. Разработаны вопросы, которые учитель может использовать в своей методической деятельности на уроке. Определены причины возникновения сложностей в обучении при работе с данными текстами.
Ключевые слова: младший школьник, структурно-смысловые типы речи, контаминация, методика развития речи, метапредметное умение, прием анализирующего наблюдения
Библиография:
1. Федеральная рабочая программа начального общего образования: Русский язык: URL: https://edsoo.ru/Rabochie_programmi_po_uch.htm (дата обращения: 02.12.2023).
2. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык: к тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразоват. учреждений: в 2 ч. 2-е изд., испр. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014. Ч. 2. 160 с.
3. Иванов С. В. Русский язык. 2 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учрежд.: в 2 ч. Ч. 2. М.: ВентанаГраф, 2013. 176 с.
4. Лаврова Н. А. Структурно-семантические и функциональные аспекты контаминации (на материале современного английского языка): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2007. 19 с.
5. Сковородников А. П. Контаминация словообразовательная // Культура русской речи: энцикл. слов.-справ. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 272–274.
6. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2006. С. 283–291.
7. Омельченко Л. Н. Научная школа «функционально-смысловые типы речи»: состояние и перспективы // Банзаровские чтения. Улан-Удэ, 2022. С. 315–318. URL: https://my.bsu.ru/content/pbl/articles/article_1360.pdf (дата обращения: 02.12.2023).
8. Лукьянова Н. Н., Федорова И. В. К вопросу о трудностях при работе с контаминированными текстами в начальной школе // Психологическая культура и психологическое здоровье в современных региональных системах образования: материалы VII Международной научно-практ. конф. 2019. С. 176–178.
9. Лукьянова Н. Н., Федорова И. В. Контаминированный текст в начальной школе // Герценовские чтения. Начальное образование. 2020. Т. 11, № 1. С. 71–75.
10. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: КомКнига, 2007. 576 с.
11. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 ч. М.: Просвещение, 2023. 160 с.
12. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. Литературное чтение. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2023. 223 с.
13. Цыбулько И. П., Крайник О. М., Соловьёва Т. В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок // Педагогические измерения. 2021. № 3. URL: https://doc.fipi.ru/zhurnalfipi/PI-2021-03.pdf (дата обращения: 02.12.2023).
14. Сотова И. А. Функционально-смысловые типы речи: обобщающее повторение при подготовке к ЕГЭ // Русский язык в школе. 2018. № 3. С. 12–17. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32845027_60186593.pdf (дата обращения: 02.12.2023).
15. Сладков Н. И. Ивовый пир: Сказка. URL: https://skazki.rustih.ru/nikolaj-sladkov-ivovyj-pir/ (дата обращения: 02.12.2023).
16. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1974. 261 с.
Выпуск: 5, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 84 — 91
Скачиваний: 137