Структура и содержание правовой грамотности обучающихся
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-5-64-72
Проанализированы теоретические основания понятий «правовая грамотность» и «правовая грамотность обучающегося». Представлены результаты анализа структуры и содержания исследуемого понятия: нормативно-правовые основания, категориально-понятийный аппарат, связанный с данной дефиницией. На основе проведенного теоретического анализа и эмпирических данных предлагается уточненная формулировка данной дефиниции. Особое внимание уделяется вопросам взаимосвязи правовой грамотности и ведущих тенденций современного образования, следствием которой является воспитание гражданственности и всестороннее развитие личности. На основе анализа функции правовой грамотности предлагается структура «правовой грамотности обучающихся». Подробно представлено содержательное наполнение каждого компонента структуры (когнитивного, мотивационно-целевого, деятельностного и поведенческого) в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Ключевые слова: правовая грамотность, правовая грамотность обучающихся, практикоприменительные умения и навыки, функции правовой грамотности, мотивационно-ценностный компонент, когнитивный компонент, деятельностный компонент, поведенческий компонент
Библиография:
1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: № Пр-1168 [утв. Президентом РФ 28.04.2011] // СПС «КонсультантПлюс».
2. Воронцова Ю. А. Понятийный аппарат педагогической науки: подходы к исследованию // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 3-4. С. 29–34.
3. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
4. Теребенина А. В. Правовая грамотность обучающихся как условие формирования их правовой культуры // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. № 2 (18). С. 202–204.
5. Абросимова Е. А. Правоведение: учебник для бакалавриата и специалитета. М.: Юрайт, 2019. 414 с.
6. Фирсов Г. А. К вопросу о выявлении характера правового сознания. Ижевск: Академия, 2014. 183 с.
7. Вольская С. Ф. Современные методы активизации учебного процесса как база формирования правовой грамотности в техническом вузе // Вестник МГТУ. 2006. Т. 9, № 4. С. 591.
8. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г. В. Осипова. М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. 667 с.
9. Малько А. В., Гурьев В. В., Затонский В. А., Кроткова Н. В. Правовая культура и государственно-правовая жизнь общества // Государство и право. 2022. № 8. С. 173–189. doi: 10.31857/S102694520021589-8
10. Малько А. В. Теория государства и права: учебник для бакалавриата. М.: Эксмо, 2020. 342 с.
11. Фундаментальная электронная библиотека. URL: https://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/11/ma208517.htm?cmd=0&istext=1 (дата обращения: 03.03.2024).
12. Желнин Э. В. О понимании термина «правовая грамотность» // Педагогическое обозрение: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. Международной научно-практ. конф. Пенза: Наука и просвещение, 2023. С. 39–43.
13. Путин призывает с детства прививать правовую культуру // РИА НОВОСТИ: офиц. сайт. URL: https://ria.ru/20080214/99217469.html (дата обращения: 03.08.2023).
14. Стреляева В. В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства: дис. … канд. юрид. наук. М., 2016. 183 с.
15. Фирсов Г. А. Формирование правовой культуры в учреждениях профессионального образования: дис. … д-ра пед. наук. М., 2006. 385с.
16. Каминская В. И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы правового воспитания: сб. научных тр. М., 1974. 211 с.
17. Пантелеев Н. Б. Новые меры государственной поддержки правового просвещения в России // Российская юстиция. 2011. № 10. С. 62–63.
18. Осипов Р. А. Правовая информированность и правосознание граждан (вопросы теории): дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2018. 215 с.
19. Фролова Е. А. Правосознание (теоретико-философский аспект) // Государство и право. 2011. № 7. С. 14–22.
20. Курбатова С. М., Айснер Л. Ю. Правовая культура преподавателя как компонент профессионально-личностной характеристики педагога // Аграрное и земельное право. 2019. № 5 (173). С. 59–61.
21. Фролова Е. В. Особенности формирования правовой грамотности студентов неюридических направлений подготовки в процессе освоения дисциплины «Основы правового статуса человека и гражданина Российской Федерации» // Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании: сб. ст. Международной научной конф. СПб., 2023. С. 39–42. doi: 10.37539/230515.2023.22.33.002
Выпуск: 5, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 64 — 72
Скачиваний: 111