Отражение традиционного русского костюма в современном дизайн-образовании
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-5-54-63
На основе трудов отечественных ученых (искусствоведов, педагогов, IT-специалистов) рассмотрены основные задачи современного дизайн-образования, направленного на подготовку компетентного, креативного выпускника, способного применять этнокультурный материал в профессиональной сфере, в том числе средствами цифровых технологий. В основе исследования – механизмы внедрения в содержательный компонент подготовки будущих дизайнеров материала традиционного русского костюма. Важным подтверждением значимости включения материала традиционного русского костюма в дизайн-образование является качество и новизна проектных разработок и результативность участия проектов студентов в конкурсно-выставочной деятельности. В ходе исследования была доказана высокая эффективность использования материала традиционного русского костюма в современном дизайн-образовании в формировании профессиональных компетенций, направленных на совершенствование будущего специалиста, и универсальных, способствующих воспитанию личности в традиции своей культуры. Показателем высокого уровня освоения студентами материала традиционного русского костюма стал рост числа выполненных проектов коллекций одежды в этностиле, что является успешным использованием материала традиционного русского костюма в современном дизайн-образовании.
Ключевые слова: традиционный русский костюм, дизайн костюма, дизайн-образование, источник творчества, проект, цифровые технологии в дизайне
Библиография:
1. Калашникова Н. М. О роли традиционных промыслов в создании современных реконструкций костюмов: сб. науч. ст. «Всероссийский конгресс фольклористов». 2019. № 4. С. 59–64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-traditsionnyh-promyslov-v-sozdanii-sovremennyh-rekonstruktsiy-kostyumov (дата обращения: 02.02.2024).
2. Агаркова Э. П. Методика создания дизайн-проектов полного цикла в профессиональной подготовке педагогов-дизайнеров // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4. С. 6–8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-sozdaniya-dizayn-proektov-polnogo-tsikla-v-professionalnoypodgotovke-pedagogov-dizaynerov (дата обращения: 02.02.2024).
3. Галкина Н. Н. Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей // Молодой ученый. 2020. № 18 (308). С. 487–489. URL: https://moluch.ru/archive/308/69358/ (дата обращения: 02.02.2024).
4. Гревцева Г. Я., Котлярова И. О., Сериков Г. Н. и др. Методологические подходы к подготовке студентов к профессиональной инновационной деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 462. С. 181–191.
5. Дрягина В. Б. О дизайн-образовании // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 231–233. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-dizayn-obrazovanii (дата обращения: 02.02.2024).
6. Лобжанидзе М. Н. Дизайн-проектирование: теоретические основания и специфика // Colloquium-journal. 2019. № 1 (25). С. 29–31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dizayn-proektirovanie-teoreticheskie-osnovaniyai-spetsifika-1 (дата обращения: 02.02.2024).
7. Ткаченко Е. В., Кожуховская С. М. Концепция дизайн-образования в современных условиях // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. 2007. Вып. 2 (41): Дизайн-образование: спецвыпуск. С. 5–49. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/1962/1/vestnik_41_02.pdf (дата обращения: 02.02.2024).
8. Хамидулин В. С. Модернизация модели проектно-ориентированного обучения в вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 1. С. 135–149. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-modeliproektno-orientirovannogo-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 10.02.2024).
9. Современное дизайн-образование: состояние, проблемы, перспективы и пути разрешения / под ред. В. Н. Ржевского. М.: МХПИ, 2022. 351 с.
10. Корчиков П. С., Марченко М. Н. От теории дизайна к методологии проектирования графического дизайна // Молодой ученый. 2019. № 40 (278). С. 38–41. URL: https://moluch.ru/archive/278/62763/ (дата обращения: 11.02.2024).
11. Капунова М. И. Современные требования к профессиональной подготовке будущих дизайнеров в процессе обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-2. С. 89–91. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-trebovaniya-k-professionalnoy-podgotovke-buduschih-dizaynerov-vprotsesse-obucheniya (дата обращения: 02.02.2024).
12. Капунова М. И. Роль и влияние инновационных технологий в повышении качества дизайн-образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 175–178. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-vliyanie-innovatsionnyh-tehnologiy-v-povyshenii-kachestva-dizayn-obrazovaniya (дата обращения: 02.02.2024).
Выпуск: 5, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 54 — 63
Скачиваний: 90