Педагогическая инициативность: понятие, ключевые компоненты и классификации
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-5-44-53
Работа посвящена явлению инициативности в профессиональном развитии студента – будущего учителя, изучению теории и практики применения моделей его подготовки на основе проявления профессиональных инициатив. Рассмотрены разные понятия и направленности инициативности студентов – будущих учителей на разных уровнях их обучения. Объектом изучения выступает смыслообразование инициативности в структуре педагогического знания, особенности ее развития в различных условиях. Для определения доминирующих элементов, классификации, выявления устойчивых моделей развития инициативности проведен структурный анализ соответствующих понятий, выделены действующие модели формирования педагогической инициативности. Проведенный структурный анализ многообразия понятия «инициативность», содержащегося в научных работах по психологии и педагогике, показывает, что она рассматривается как многоплановая и широкая категория, а ее структура представляет собой многокомпонентную систему. Инициативность современного учителя входит в систему его базовых компетенций как имманентное профессиональное качество, в то же время определяется его индивидуальными особенностями, в частности обладанием интуицией, способностями импровизировать, лидерскими качествами и др.
Ключевые слова: педагогическая инициатива студента, структура инициативности учителя, модель инициативной подготовки педагога, принципы развития инициативности
Библиография:
1. Шурухина Г. А. Основные направления исследования инициативности в современной психологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013. № 4. С. 23–28.
2. Шаповалова К. Н. Основные подходы к рассмотрению понятия «инициативность» в историческом аспекте // Преподаватель ХХI век. 2012. № 1-1. С. 177–184.
3. Шанц Е. А. Инициативность как одно из социально значимых качеств личности студента в общественно полезной деятельности // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). Уфа: Лето, 2012. С. 157–159.
4. Борисова Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 131–136.
5. Анисимова В. А., Драговоз Л. А. Актуализация педагогической инициативы специалистов в сфере физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2016. № 5. С. 24–26.
6. Червонный М. А., Игна О. Н., Яковлев И. Н. Инициативы будущих учителей в педагогических вузах // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2023. Вып. 5(229). С. 93–102. doi: 10.23951/1609-624X-2023-5-93-102
7. Червонный М. А., Игна О. Н., Яковлев И. Н. Профессионально-педагогическая инициатива будущего учителя и ее роль в трансфере педагогического знания в образовательную практику // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 488. С. 60–70. doi: 10.17223/15617793/488/6
8. Поличка А. Е., Лучанинов Д. В. Творческая инициатива студентов бакалавриата на основе интерактивности информационно-образовательной среды // Образовательные технологии и общество. 2005. № 18 (3). С. 436–451.
9. Беликов В. А., Гришин А. В., Звада О. А. Технологии развития конкурентоспособности специалистов средней профессиональной школы на основе актуализации социально-педагогической инициативы // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 4 (16). С. 213–216.
10. Дубинина М. П. Модель формирования инициативности будущего педагога с позиции «Я-концепции» // Психология обучения. 2007. № 10. С. 92–99.
11. Chervonnyy M. A. Semiotic potential of teacher education // Education & Pedagogy Journal. 2022. № 1 (3). P. 13–22. doi: 10.23951/2782-2575-2022-1-13-22. EDN DCDHOE.
12. Головинова И. Ю. Формирование инициативности студентов младших курсов в учебно-познавательной деятельности: дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 176 с.
13. Погонина Е. А. Психологические особенности инициативы старших школьников в общественной деятельности и условия ее развития: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1987. 16 с.
14. Дружиловская О. В. Профессиональная инициатива как категория личностного развития педагога специального образования // Ценности и смыслы. 2015. № 4 (38). С. 103–109.
15. Алексеева В. В. Психологические особенности инициативности старших школьников и студентов: дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 150 с.
16. Новикова И. А., Шурухина Г. А. Системно-функциональный анализ индивидуально-типических особенностей инициативности старшеклассников и студентов // Вестник Башкирского университета. 2011. № 1. С. 259–263.
17. Сорокин П. С., Фрумин И. Д., Терентьев Е. А., Корешникова Ю. Н. Новые требования к человеческому потенциалу: развитие самостоятельности // Доклад к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. М.: Издат. дом Высшей школы экономики, 2022. 51 с.
18. Пятинин А. Э. Сравнительный анализ изучения инициативности личности у студентов педагогического вуза и опытных учителей: дис. … канд. психол. наук. М., 1993. 130 c.
19. Чеботарев А. И., Ерофеев А. Н., Карпов А. С., Поселенцев В. А. Творческая инициатива в процессе формирования профессиональных качеств будущих военных специалистов // Научное обозрение. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskaya-initsiativa-v-protsesse-formirovaniya-professionalnyh-kachestv-buduschih-voennyh-spetsialistov/viewer (дата обращения: 18.01.2023).
20. Степашов Н. С., Дрёмова Н. Б., Конищева Е. В. Инициатива в инновационном образовании: методологический аспект // Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. 2018. № 2 (11). С. 78–85. URL: https://www.j-chr.com/jour/article/view/27 (дата обращения: 02.10.2023).
21. Зиньковская С. М. Связь инициативности личности с учебно-профессиональной активностью курсантов-пожарных: дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. 131 с.
22. Тигрова И. В. Принципы формирования инициативности студентов средствами проектной деятельности // Символ науки. 2016. № 7. С. 138–142.
23. Шаповалова К. Н. Самостоятельная работа как фактор формирования инициативности студентов // Russian Journal of Education and Psychology. 2012. №1. С. 800–806.
24. Сорокин П. С., Зыкова А. В. Развитие «агентности» как задача образовательной политики в XX веке: мировой опыт исследований и разработок // Мониторинг экономики образования (информационно-аналитические материалы по результатам статистических и социологических обследований). 2020. Вып. 37. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/422554759.pdf (дата обращения: 17.01.2022).
25. Говоров М. С. Психологическая характеристика инициативы школьников-подростков: дис. … канд. психол. наук. М., 1962. 261 с
26. Плотниек И. Э. Формирование инициативности как черты личности старшего школьника: дис. … канд. пед. наук. Рига, 1967. 310 с.
27. Махиня А. Н. Поддержка социальных инициатив как фактор формирования гражданской идентичности студентов // Сибирский пед. журнал. 2019. № 1. С. 23–28.
Выпуск: 5, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 44 — 53
Скачиваний: 143