Разработка интерактивного когнитивного тренажера эмоционального интеллекта для студентов педагогических вузов: постановка проблемы
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-5-15-23
Актуализирована проблема нехватки молодых педагогических кадров, работающих в системе среднего общего и дополнительного образования. Проанализированы актуальные требования, предъявляемые работодателями к надпрофессиональным навыкам педагога. Выявлены дефициты эмоциональной и коммуникативной компетенции среди обучающихся высших учебных заведений, включая педагогические вузы, являющиеся одними из важнейших причин увольнений молодых педагогов из школ. Освещаются проблемы выстраивания взаимоотношений «молодой специалист – субъекты образовательного процесса», отсутствие у педагогов способности быстро ориентироваться в стремительно меняющихся условиях, повышенный уровень тревожности, проблемы контроля собственных эмоций. Обосновывается взаимосвязь данных факторов и уровня развития эмоционального интеллекта учителя. Приводятся результаты анализа исследований уровня сформированности эмоционального интеллекта (ЭИ) будущих педагогов в периодической литературе. Описан дизайн, методология и результаты опытно-экспериментальной работы на базе Института иностранных языков и международного сотрудничества (ИИЯМС) Томского государственного педагогического университета (ТГПУ). Установлен недостаточный уровень актуального развития ЭИ студентов педагогических специальностей. Доказывается гипотеза о возможности сокращения количества увольнений из школ молодых специалистов путем развития ЭИ действующих педагогических кадров и будущих учителей. Проведен анализ и сделано обобщение существующих проблем и способов развития ЭИ студентов педагогических вузов. Обосновывается целесообразность реализации программы в формате обучающего интерактивного когнитивного тренажера ЭИ. Описана и обсуждается авторская модель обучающего интерактивного когнитивного тренажера для развития ЭИ студентов педагогических специальностей, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), бакалавриат. Приводятся концептуальные основания для разработки модели тренажера, освещается его тематическое содержание и перечень компетенций, развиваемых при обучении по программе развития ЭИ. Отмечается возможность использования тренажера в подготовке будущих педагогов на базе средних специальных учебных заведений, а также как одного из способов повышения квалификации действующих педагогических кадров.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, студенты педагогических вузов, интерактивный когнитивный тренажер, тренажер эмоционального интеллекта
Библиография:
1. Suarez V., McGrath J. Teacher professional identity: How to develop and support it in times of change. 2022. 45 p.
2. Valente S., Lourenço A. A., Dominguez-Lara S. Teachers in the 21st century: Emotional intelligence skills make the difference. 2022. P. 1–15.
3. Майер А. Молодые педагоги составляют малую часть учительского состава в школе // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/09/25/996850-molodie-pedagogi-sostavlyayut-maluyu-chastuchitelskogo-sostava (дата обращения: 05.11.2023).
4. Аширова Е. П., Денисова А. А. Развитие эмоционального интеллекта педагогов как фактор готовности к профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 44–48.
5. Родионова Е. В., Конюхова Т. В., Лукьянова Н. А., Конюхова Е. Т. Эмоциональный интеллект студентов цифрового поколения: опыт инженерного вуза // Образование и саморазвитие. 2022. Т. 1991. С. 126–138. doi: 10.26907/esd.17.4.10
6. Москвина Н. Б. Риск личностно-профессиональных деформаций учителя // Педагогика. 2005. № 8. С. 61–69.
7. В МГПУ обсудили, что отталкивает молодых учителей от профессии. URL: https://www.mgpu.ru/v-mgpuobsudili-chto-ottalkivaet-molodyh-uchitelej-ot-professii/ (дата обращения: 05.11.2023).
8. Шевырева Е. Г., Федосова И. В. Основные теоретические модели эмоционального интеллекта // Бюллетень науки и практики. 2016. № 9 (10). С. 264–269.
9. Бондарчук Е. В. Особенности развития эмоционального и социального интеллекта у будущих социальных педагогов и педагогов-психологов // Исторические и психолого-педагогические науки. Минск: РИВШ, 2021. С. 65–73.
10. Goleman D. Emotional Intelligence: Why it can matter more than IQ. Bloomsburry, 2020. 386 p.
11. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. 176 с.
12. Красник Ю. В. Оценка эмоционального интеллекта обучающихся педагогического профиля в образовательной среде вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 8 (134). doi: 10.23670/IRJ.2023.134.27. URL: https://research-journal.org/archive/8-134-2023-august/10.23670/IRJ.2023.134.2 (дата обращения: 02.12.2023).
13. Кленова М. А. Динамика развития эмоционального интеллекта у студентов вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, № 2. С. 176–182.
14. Azbukina E., Bondarenko N. A. Cultivation of Emotional Intelligence Through Art // The 6th International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2020). Atlantis Press, 2021. P. 270–274.
15. Бортникова A. A. Эмоциональный интеллект // Психологический вестник Уральского государственного университета. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. Вып. 5. С. 240–241.
16. Баурова Ю. В. Развитие эмоционального интеллекта в обучении взрослых // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. Т. 4, № 4. С. 3.
17. Шандлоренко Д. Д. Развитие эмоционального интеллекта студентов вуза путем тренингового воздействия // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 8. С. 66–69.
18. Иванова Е. С. Дистанционный интернет-тренажер – новейший способ развития эмоционального интеллекта // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 93–97.
19. Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям. 2009. С. 264–278.
20. Зверков А. Г. Диагностика волевого самоконтроля (опросник ВСК) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 116–126.
21. Гурович И. Я. и др. Социальные когниции при шизофрении и расстройствах шизофренического спектра // Доктор.Ру. 2014. № 6-1. С. 81–87.
22. Трусов В. П. Выражение эмоций на лице (по материалам работ П. Экмана) // Вопросы психологии. 1982. Т. 1, № 982. С. 144–147.
23. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд. / пер. с англ. СПб.: Питер, 2010. Т. 334. 336 c.
24. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения 05.11.2023).
Выпуск: 5, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 15 — 23
Скачиваний: 113