Анализ жизненных моделей как метод исследования домашнего насилия
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-4-89-98
Представлен теоретический анализ проблемы исследования домашнего насилия. Описана разработанная схема исследования, в основе которой лежит концепция жизненных моделей и два ключевых компонента – экзистенциальная вина и потерянные Возможные Я. Показаны эмпирические данные пилотажного исследования в качестве иллюстрации предложенной схемы. В пилотажном исследовании приняли участие 20 человек, критерием отбора респондентов был факт пережитого опыта домашнего насилия со стороны сиблинга. Результаты основывались на выбранных методах: «Методика определения общей и социальной самоэффективности», «Диагностика межличностных отношений», «Опросник межличностных отношений», опросник «Жизненные ориентиры», а также «Методика диагностики Возможных Я». Данные были обработаны с помощью сравнительного, корреляционного, дискриминантного и регрессионного анализов. Исследование показало высокую чувствительность к разработанной схеме исследования и позволило выделить группу респондентов с опытом домашнего насилия через специфику их жизненных моделей, которые отличаются от группы респондентов без опыта насилия. Так, например, у респондентов, переживших опыт домашнего насилия, в большей степени выражена потребность в эмоциональной и психологической поддержке от семьи, социальных групп и сообществ по сравнению с респондентами без такого опыта, у которых выражена тенденция к независимости.
Ключевые слова: жизненные модели, домашнее насилие, сиблинг, переживание, экзистенциальная вина, Возможные Я
Библиография:
1. Гришина Н. В. Жизненные сценарии: нормативность и индивидуализация // Психологические исследования. 2011. № 3 (17). doi: 10.54359/ps.v4i17.846 (дата обращения: 10.09.2023).
2. Москвичева Н. Л., Реан А. А., Костромина С. Н., Гришина Н. В., Зиновьева Е. В. Жизненные модели молодых людей: представления о будущей семье и модели, транслируемой родителями // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 3. С. 5–18. doi: 10.17759/pse.2019240301
3. Стюарт И., Джойнс В. Современный транзактный анализ / пер с англ. Д. Касьянова. СПб.: Метанойя, 2021. 440 с.
4. Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. СПб.: Питер, 2003. 416 с.
5. Алехина Е. А., Капиренкова О. Н. Особенности конструктивных и деструктивных жизненных сценариев в юношеском возрасте // Проблемы и перспективы современной науки. 2017. № 17. С. 72–78.
6. Верещагина М. В., Гагулаева А. А. Гендерные особенности представлений студентов о жизненном пути // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24138 (дата обращения: 18.12.2023).
7. Асмолов А. Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40.
8. Мизинова И. А. Жизненный сценарий личности: основные подходы к рассмотрению // Известия Саратовского ун-та. Сер. «Философия. Психология. Педагогика». 2013. Т. 13. Вып. 4. С. 59–64.
9. Life Scripts: A transactional analysis of unconscious relational patterns / ed. By R. G. Erskine. London: Karnac Books, 2010. 312 p.
10. Знаков В. В., Рябикина З. И. Психология человеческого бытия. М.: Смысл, 2017. 416 с.
11. Костенко В. Ю., Гришутина М. М. Невозможное я: предварительное исследование в контексте теории Хейзел Маркус // Пензенский психол. вестник. 2018. № 1 (10). С. 20–23.
12. Гришина Н. В. Экзистенциальная психология: учебник. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. 494 с.
13. Полухина О. П., Иголкин С. Л. Отношенческий компонент в структуре профессионально-личностной позиции студента-психолога // Вестник ВГТУ. 2014. № 5-2. С. 19–28.
14. Белобрыкина О. А., Шлыкова Е. В. Диагностика межличностных отношений: «Русская рулетка», или Что измеряем «Брендовой» методикой // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2019. № 3. С. 45–68.
15. Фомина О. О. Межличностные предикторы психологического благополучия // МНКО. 2017. С. 226–228.
Выпуск: 4, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 89 — 98
Скачиваний: 124