Индивидуализация иноязычной подготовки студентов вуза на основе цифровых образовательных технологий
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-4-41-49
Разработана интегративная схема использования цифровых технологий с целью индивидуализации обучения иностранным языкам. Обзор предыдущих исследований показывает, что адаптивные обучающие системы и интеллектуальные системы способны повысить эффективность обучения. Однако в современных реализациях отсутствуют надежное моделирование индивидуальной траектории обучаемого, валидные механизмы оценки и интеграция с педагогическими принципами. Предлагается оригинальная концептуальная модель, объединяющая адаптивные платформы, многомерную оценку, адаптацию преподавателя и теорию обучения иностранному языку в целостную систему, ориентированную на обучаемого. Эта модель включает в себя циклическую оценку, последовательность изучения материала на основе данных, персонализированную обратную связь и гибкое взаимодействие человека и искусственного интеллекта. Она представляет собой дорожную карту для индивидуальной поддержки учащихся разного возраста и уровня подготовки. Модель способствует более эффективной и увлекательной языковой подготовке, доступной всем учащимся. Даны рекомендации по проведению междисциплинарных исследований для дальнейшего совершенствования этого подхода путем проведения эмпирических исследований. Данная концепция обеспечивает теоретическую базу для создания следующего поколения персонализированных технологий обучения иностранному языку.
Ключевые слова: персонализированное обучение, адаптивные обучающие системы, интеллектуальные обучающие системы, компьютерное обучение иностранным языкам, оценка уровня владения языком, образовательные технологии
Библиография:
1. Азыбаев М. А., Веряев А. А., Ушаков А. А. Синхронные и асинхронные формы сопровождения дистанционных проектов и курсов // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2021. Вып. 6 (40). С. 103–113.
2. Веряев А. А., Лозыченко Ю. Э. Оценка интерактивности образовательного процесса // Информация и образование: границы коммуникаций. 2023. № 15 (23). С. 446–449.
3. Сысоев П. В., Филатов Е. М., Сорокин Д. О. Чат-боты и голосовые помощники в развитии иноязычных речевых умений обучающихся // Язык и культура. 2023. № 63. С. 272–289.
4. Крутько Е. А., Комкова А. С., Кобелева Е. П., Агавелян Р. О. Интеграция видеоконтента в процесс обучения профессионально ориентированному английскому языку в вузе // Сибирский педаг. журнал. 2022. № 6. С. 66–75.
5. Агавелян Р. О., Кобелева Е, П., Стучинская Е. А., Душинина Е. В. Использование мнемотехник в процессе профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов-экономистов // Сибирский пед. журнал. 2022. № 4. С. 38–50.
6. Богуш Н. Б., Иванова Е. А. Учебный технический текст: особенности восприятия в условиях применения адаптивного подхода к формированию иноязычных компетенций // Проблемы современного образования. 2021. № 6. С. 257–269.
7. Гусева Н. П., Никова М. А. Реализация обратной связи при изучении иностранного языка как способ коррекции ошибок // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6 (91). С. 89–91.
8. Полякова М. В., Рубцова А. В., Чичерина Н. В. Применение адаптивной технологии при обучении иностранному языку профессиональной направленности иностранных студентов в условиях онлайн-обучения // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 8. С. 167–172.
9. Рудинский И. Д., Абдулхамид Т. Педагогические условия применения системы автоматического распознавания речи при изучении иностранного языка // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2016. Т. 2, № 4. С. 127–131.
10. Иванова Е. А. Моделирование адаптивного подхода при обучении иностранному языку в технологическом вузе // Проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 228–241.
11. Kiryakova O. A. E-portfolio as a means of formation of students’ professional foreign language communicative competence in technical higher education institutions // Сибирский учитель. 2022. № 6 (145). P. 88–92.
12. Гузь Ю. А. Эффективное использование мобильных приложений и планшетов в обучении иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 4 (21). С. 59–62.
13. Дагбаева Н. Ж., Сельверова Л. О. Адаптивные технологии в обучении иностранным языкам с учетом особенностей взрослых обучающихся // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2016. № 1. С. 121–129.
14. Гераскевич Н. В. Персонализация процесса достижения учебных результатов иноязычного образования на основе специализированных цифровых платформ // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 2 (94). С. 169–178.
15. Сидакова Н. В. Особенности компьютерного тестирования и динамика качества обученности иностранным языкам // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 2 (19). С. 140–143.
16. Гусева А. А., Калинина Е. А. Использование мобильных подкастов для развития навыков аудирования на уроках английского языка // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. 2021. № 13. С. 194–201.
17. Zubkov A. D. MOOCs as Resource for Content and Language Integrated Learning at University // Lecture Notes in Networks and Systems. 2022. Vol. 499. P. 112–119.
18. Zubkov A. D. MOOCs in competence approach to EFL Training of Transport Professionals // Transportation Research Procedia. 2022. Vol. 63. P. 1804–1809.
19. Zubkov A.D. Implementation of CLIL Approach via MOOCs: Case Study of Siberian Transport University // Lecture Notes in Networks and Systems. 2022. Vol. 402. P. 1002–1010.
Выпуск: 4, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 41 — 49
Скачиваний: 120