Современные сравнительно-педагогические исследования о подготовке вокалистов в Китае и России
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-3-154-164
В статье обобщены результаты современных сравнительно-педагогических исследований (статей, диссертаций) за последние 15 лет о подготовке вокалистов в Китае и России, выполненных преимущественно китайскими учеными единолично, в соавторстве с российскими учеными или под научным руководством ученых российских вузов. Их проблематика связана с влиянием русского вокального (оперного) искусства на китайское и особенностями подготовки вокалистов в Китае и России (сходства и различия). Обзор данных исследований позволяет создать целостное представление о текущем состоянии подготовки вокалистов в двух странах, специфике, развитии и интеграции вокальных школ.
Ключевые слова: подготовка вокалистов в Китае, подготовка вокалистов в России, сравнительная педагогика, вокальная педагогика, сравнительно-педагогические исследования
Библиография:
1. Бражник Е. И. Особенности методологии сравнительных педагогических исследований // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2005. URL: http://www.emissia.org/offline/2005/975.htm (дата обращения: 22.02.2024).
2. Хайруллин И. Т. Сравнительная педагогика: краткий конспект лекций. Казань: Казанский федеральный университет, 2013. 118 с.
3. Ли Б., Игна О. Н. Этапы развития профессионального педагогического образования в Китае и России // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2019. Вып. 5 (27). С. 30–39. doi: 10.23951/2307-6127-2019-5-30-39
4. Igna O. N., Li B. Key Features of the Integration in Pedagogical Education and Teachers’ Professional Development in China // Education & Pedagogy Journal. 2023. № 2 (6). Р. 5–20. doi: 10.23951/2307-6127-2019-5-30-39
5. Ипатенкова Ю. А. Развитие сравнительной педагогики в Китае // Педагогика. 2020. № 4. С. 118–124.
6. Лю С., Федотова О. Д. Тематизация научных исследований в области зарубежной вокальной педагогики // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/18PDMN123.pdf (дата обращения: 05.02.2024).
7. Донбаева А. Б., Танабаева Г. У., Жамашева Ж. Р., Ермаханова Ш. М., Ермаханов М. Н. Некоторые проблемы сравнительной педагогики // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 26–29. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11685 (дата обращения: 23.02.2024).
8. Есипова М. В. Об особенностях изучения китайской музыки в России в XXI веке // Художественная культура. Art and culture studies. 2017. № 3 (21). URL: https://artculturestudies.sias.ru/2017-3-21/prikladnayakulturologiya/5264.html (дата обращения: 01.02.2024).
9. Ду С. Формирование певческих умений у вокалистов в высших учебных заведениях КНР: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2008. 24 с.
10. Лу Х., Петелин А. С. Развитие вокально-исполнительского потенциала китайских студентов в процессе музыкального образования. Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2019. 185 с.
11. Шалаева А. А. Об интеграции методических принципов вокальных школ в практике зарубежных преподавателей вокального искусства в системе высшего музыкального образования Китая // Культура и искусство. 2020. № 1. С. 92–98. doi: 10.7256/2454-0625.2020.1.30508
12. Лю И. Влияние культурно-образовательных каналов на развитие китайского вокального искусства в XX в. // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 4. С. 204–214.
13. Кашина Н. И., Тагильцева Н. Г., Добровольская Л. В., Овсянникова О. А. Освоение китайскими студентами русского языка в процессе вокального ансамблевого исполнительства // Язык и культура. 2019. № 45. С. 220–234. doi: 10.17223/19996195/45/16
14. Гайдай П. В. Диалог культур как ведущая тенденция в современном музыкально-педагогическом образовании России и Китая // Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25). С. 25–28.
15. Хо Д. Становление музыкального образования Китая и России в контексте культурного диалога столицы и провинции (Х–XIX в.) // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4 (65). C. 35–37.
16. Невдах С. И., Е Ц. Особенности подготовки вокалистов в системе высшего музыкального образования в Китае в контексте межкультурного взаимодействия // Весці БДПУ. Серыя 1. 2018. № 1. С. 6–10.
17. Сун Г. Влияние российского музыкально-педагогического образования в Китае // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 1 (115). С. 121–124. doi: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.115.1.094
18. Цзо Ч. Китайская культура в музыке России // Музыкальное искусство в Евразии. Традиции и современность. 2023. С. 14–26. doi: https://doi.org/10.26176/МАЕТАМ.2023.12.3.001
19. Лю Ц. К вопросу о влиянии российских музыкантов на становление оперной культуры в Китае // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2009. № 4. С. 1323. URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1323.htm (дата обращения: 12.02.2024).
20. Сюй К. К вопросу о развитии русской оперы в Китае // Музыка и время. 2021. № 1. С. 32–36.
21. Сафонова А. А., Инь Г. Русский романс в педагогическом репертуаре в Китае // Метаморфозис. 2023. Т. 8, № 1. С. 104–124.
22. Дай Ц., Байдалинов С. Н. Базовые принципы российской музыкальной педагогики в профессиональной подготовке студентов-вокалистов Китайской Народной Республики // Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы XI Международной научно-практической конференции. М.: МПГУ, 2021. С. 153–157.
23. Яо В. Подготовка специалистов вокального искусства в системах высшего музыкального образования Китая и России: дис. ... канд. пед. наук. Астрахань, 2015. 196 с.
24. Ван Д. Особенности вокальной подготовки в системах высшего образования России и КНР // Инновации в отраслях народного хозяйства, как фактор решения социально-экономических проблем современности: сборник докладов и материалов VIII Международной научно-практической конференции. М.: Институт непрерывного образования, 2018. С. 201–206.
25. Цзян Ш. Педагогический потенциал взаимодействия систем вокального воспитания студентов в музыкально-педагогических вузах России и Китая: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2019. 28 с.
26. Ду Х. Современная концепция вокального образования в КНР в свете российских и китайских научно-методических достижений: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2021. 24 с.
27. Цзян Б. Особенности развития вокальных школ России и Китая // Весці БДПУ. Серыя 1. 2022. № 4. С. 36–40.
28. Чжу Т. Контекстно-культурологический подход в обучении китайских вокалистов в вузах России и КНР: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2024. 238 с.
Выпуск: 3, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ОБЗОРЫ
Страницы: 154 — 164
Скачиваний: 200