Функциональная организация языковой компетентности с точки зрения метасистемного подхода
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-3-112-123
В статье раскрывается содержание метасистемного подхода к изучению функционального устройства языковой компетентности как психолого-педагогического феномена. Рассмотрены базовые метасистемные закономерности функциональной организации систем со встроенным метауровнем, к классу которых принадлежит языковая компетентность. Выдвинуты теоретические предположения о возрастании функциональной «мощности» системы языковой компетентности по мере усложнения ее структурно-динамической организованности как функции изменения сложности и, соответственно, отсроченности достижения цели. Раскрыто содержание адаптационной, регулятивной и трансформационно-генеративной функций языковой компетентности. Сформулированные предположения имеют значение для создания методологически обоснованной программы психолого-педагогического сопровождения формирования языковой компетентности как функционально зрелого структурно-динамического системного новообразования личности ученика.
Ключевые слова: языковая компетентность, языковая способность, язык, чувство языка, языковая рефлексия, метасистемный подход, функциональная организация системы, обучение родному языку
Библиография:
1. Карпов А. В. Метасистемная организация индивидуальных качеств личности. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2018. 744 с.
2. Карпов А. В., Чернов Д. Н. Метасистемный подход к структурно-уровневому анализу языковой компетентности // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2023. Вып. 5 (51). С. 165–174. doi: 10.23951/2307-6127-2023-5-165-174
3. Карпов А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики. М.: Институт психологии РАН, 2004. 562 с.
4. Карпов А. В. Психология сознания: метасистемный подход. М.: РАО, 2011. 1088 с.
5. Карпов А. В., Чернов Д. Н. Структурная организация языковой компетентности // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 6 (129). С. 132–139.
6. Телигисова С. С. Формирование языковой компетентности будущего учителя в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2009. 215 с.
7. Ионкина Е. С. Формирование профессионально-языковой компетентности иностранного студента на этапе довузовской подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2012. 141 с.
8. Зайцева С. Е. Формирование коммуникативной компетентности студентов юридических специальностей в процессе обучения иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 254 с.
9. Черепанова Л. В. Формирование лингвистической компетенции школьников в основной общеобразовательной школе: теоретические основы: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005. 457 с.
10. Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции как психологической системы (на материале русского языка как родного): дис. ... д-ра психол. наук. М., 2016. 450 с.
11. Божович Е. Д. Структура, динамика и механизмы развития языковой компетенции школьников // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 5. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n5/Bozhovich (дата обращения: 06.07.2023).
12. Чернов Д. Н. Сравнительный анализ результативности индивидуальной и групповой форм языкового обучения в зоне ближайшего развития в среднем школьном возрасте // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18, № 4. C. 70–79. doi: 10.17759/chp.2022180407 (дата обращения: 03.12.2023).
Выпуск: 3, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 112 — 123
Скачиваний: 137