Фокус-группа как исследовательский метод на занятиях по изучению заданий с поликомпонентными рисунками
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-3-54-63
Рассматривается раскрытие метапредметной сущности и значимости заданий с поликомпонентными рисунками в профессиональной подготовке студентов образовательной организации среднего профессионального образования по результатам работы в фокус-группах студентов и магистрантов. В результате уточняются понятия: «поликомпонентные рисунки», «задания с поликомпонентными рисунками», а также определяются требования к заданиям с поликомпонентными рисунками и критерии для их классификаций. В работе выделены и охарактеризованы пять этапов работы в фокус-группах; описаны зафиксированные факты о применении заданий с поликомпонентными рисунками в образовательном процессе техникума и вуза; поликомпонентные рисунки рассматриваются как способ кодирования учебной информации, стимулирующий работу обоих полушарий головного мозга, позволяющий создать необходимые для выполнения заданий невербализованные образы. Рассматриваемые задания определены как синтез визуальных опор и текстового поля, учитывающий клиповое мышление современного студента, способствующий формированию метапредметных результатов и появлению идей в виде ментальных образов, необходимых для успешного овладения компетенциями в рамках получаемой студентом профессии или специальности.
Ключевые слова: фокус-группа, метод исследования, задания с поликомпонентными рисунками, метапредметные результаты, среднее профессиональное образование, клиповое мышление, визуальное мышление
Библиография:
1. Верещагина А. Г. Модель применения метапредметного потенциала заданий с поликомпонентными рисунками в профессиональной подготовке студентов многопрофильного техникума // Концепт. 2022. № 10 (октябрь). С. 20–41. URL: http://e-koncept.ru/2022/221066.htm (дата обращения: 02.02.2023).
2. Мироненко А. Н. Фокус-группа как качественный метод исследования // Трибуна ученого. 2021а. № 12. С. 37–44. URL: https://tribune-scientists.ru/articles/2057 (дата обращения: 05.05.2023).
3. Филипченко В. А. Фокус-группа как метод маркетинговых исследований // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 9 января 2020 года. Ч. 1. Магнитогорск: ОМЕГА САЙНС, 2020. С. 262–264.
4. Аналитический центр НАФИ. URL: https://nafi.ru/method/fokus-gruppa/ (дата обращения: 07.05.2023).
5. Тюрин Д. В. Маркетинговые исследования: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2023. 342 с. URL: https://urait.ru/bcode/510837 (дата обращения: 07.05.2023).
6. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности // Вестник Института образования человека. 2018. № 1. С. 18.
7. Халеева О. Н., Щурова А. В. Использование метапредметного подхода для развития компетенций иностранных студентов-филологов // Технологии обучения русскому языку как иностранному и диагностика речевого развития: материалы XXI Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» и 60-летию обучения иностранных граждан в Беларуси, Минск, 21 октября 2021 года / под ред. Т. Н. Мельниковой (отв. ред.) и др. Минск: Белорусский государственный медицинский университет, 2022. С. 473–476.
8. Табачук Н. П., Поличка А. Е., Карпова И. В., Ключников А. Е., Шулика Н. А. Метапредметность и транспрофессионализм в развитии информационной компетенции студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. С. 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30723 (дата обращения: 07.05.2023).
9. Сидельникова Т. Т. Потенциал и ограничения визуализации как метода изучения социально-гуманитарных дисциплин // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 2 (83). С. 281–292. URL: https://edumag.mrsu.ru/content/pdf/19-1.pdf (дата обращения: 07.05.2023).
10. Глизбург В. И., Зыкова И. Ф. Визуализация как средство формирования метапредметных знаний // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 3 (37). С. 65–73.
11. Байбородова Л. В., Тамарская Н. В. Трансформация дидактических принципов в условиях цифровизации образования // Педагогика. 2020. № 7. С. 22–30.
12. Ерахтин А.В. Гуманитаристика, философия и клиповое мышление // Вестник ИвГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 2. С. 35–41.
13. Макарова Е. А. Визуализация обучения как средство формирования психологически комфортной образовательной среды // Педагогический журнал Башкортостана. 2009. № 5. С. 63–75.
14. Шимко З. И., Подберезный В. В. Создание рисунка объекта, работа с готовым рисунком и условными обозначениями как когнитивные стратегии формирования и запоминания образа объекта // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2011. № 2. С. 139–146.
15. Князева Е. Н. Визуальные образы на службе когнитивной науки // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 1 (23). С. 58–75.
16. Шестакова М. А., Батыр Т. Б. Основные подходы к исследованию визуального мышления // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2021. № 4 (30). С. 256–272.
17. Fernandes M. A., Wammes J. D., Meade M. E. The Surprisingly Powerful Influence of Drawing on Memory // Current Directions in Psychological Science. 2018. Vol. 27, Is. 5. Р. 302.
18. Appukuttan A. Digital art – a useful tool for medical professionals to create medical illustrations // Jpras open. 2021. Vol. 28. Р. 97–102.
19. Айткалиев Р. А., Фокус-группы и некоторые особенности их проведения // Вестник Казахского государственного женского педагогического университета. 2018. № 2. С. 86–92.
Выпуск: 3, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 54 — 63
Скачиваний: 243