Ценностные ориентации как основа инклюзивной компетентности учителя
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-2-63-74
Рассматривается вопрос феномена педагогических ценностей в проекции инклюзивного образования и их роль в формировании инклюзивной компетентности педагогов. Изучены факторы развития инклюзивного образования и их значение в формировании инклюзивной компетентности учителей. Выделены тенденции развития инклюзивного образования, которые обусловлены увеличением количества детей-инвалидов и осознанием особенностей инклюзивного процесса участниками образовательных отношений. Основное внимание в работе автор акцентирует не только на необходимости предоставления возможности совместного обучения учащихся с особенностями развития и нормотипичных детей, но и на результативность инклюзивного процесса. Представлены результаты опроса педагогов общеобразовательных школ Ямало-Ненецкого автономного округа, проведенного с целью выявления трудностей внедрения и адаптации процесса обучения школьников в условиях инклюзии. Рассмотрено место системы ценностей в процессе формирования инклюзивных компетенций учителей. Классификация педагогических ценностей адаптирована в соответствии с принципами инклюзивного образования. Описана система взаимосвязи образовательных ценностных ориентиров и компетенций, формируемых педагогами в процессе понимания, осознания и принятия принципов инклюзивного образования. В работе представлена классификация ценностей в проекции инклюзивного образования и сопоставлена с инклюзивными компетенциями. Обозначена взаимосвязь между педагогическими ценностями, формирующимися при работе в условиях инклюзии, и инклюзивными компетенциями, которые нарабатываются учителями, руководствуясь соответствующими принципами и применяя на практике ценностные установки. Автором акцентировано внимание на сложностях, которые возникают в процессе применения практических навыков инклюзивных компетенций учителем в образовательном процессе.
Ключевые слова: инклюзивное образование, педагогические ценности, инклюзивная компетентность, школьники с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья
Библиография:
1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: принят Госдумой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617?marker=AAG0NP (дата обращения: 25.03.2023).
2. Макарьев И. С. Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования: терминологический словарь. СПб.: СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж», 2015. 84 с.
3. Численность детей-инвалидов // Федеральный реестр инвалидов. URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei (дата обращения: 21.03.2023).
4. Воротникова А. И. Педагогический словарь-справочник. Ч. 1. URL: https://didacts.ru/termin/cennostiobrazovanija.html (дата обращения: 15.03.2022).
5. Савостьянов А. И. Гуманизация образования: ценностные ориентиры // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. Вып. 5. С. 7–9.
6. Юсупова Е. Б. Этапы формирования ключевых компетенций у будущих социальных педагогов для работы в образовательных учреждениях инклюзивного типа // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. Вып. 23. С. 295–298.
7. Полякова Е. С. Идеологическая идентичность и ценности образования // Современные проблемы науки и образования. 2013. Вып. 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8282 (дата обращения: 26.03.2023).
8. Джумагулова А. Ф. Компетенции педагога в профессиональном инклюзивном образовании // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сб. материалов IV Междунар. научно-практ. конф. М.: Московский гос. психолого-пед. ун-т, 2017. С. 297–301.
9. Салманова А. Ф. Новые компетенции педагога в условиях реализации инклюзивной практики // Профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, их комплексное сопровождение: сб. метод. материалов, рекомендаций, практик и статей для работников образовательных организаций Межрегиональной и Всероссийской научно-практических конференций по вопросам инклюзивного образования / под ред. С. А. Герасимова, И. З. Сковородкиной, Д. П. Ермолина. Архангельск: Консультационное информационно-рекламное агентство, 2022. С. 150–153.
10. Роберт И. В. Ценности образования периода цифровой парадигмы // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». Пенза: ПГУ, 2022. Т. 1. С. 32–34.
11. Баулина М. В. Профессиональная компетенция учителей инклюзивного образования // Вестник Череповецкого гос. ун-та. 2016. Вып. 6. С. 134–136.
12. Бездетко С. Н. Проблема сформированности компетенций у педагогов в области технологий инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями // Специальное образование. 2022. Вып. 4. С. 96–110.
Выпуск: 2, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 63 — 74
Скачиваний: 229