Развитие педагогической системы дошкольного учреждения в современных условиях
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-2-53-62
Исследуется проблема развития педагогической системы современного детского сада в контексте открытости и инновационности. Рассматриваются синергетические эффекты взаимодействия с организациями-партнерами: повышение качества образования, уровень профессионального развития педагогов. Представлены сущностная характеристика понятия «открытая педагогическая система дошкольного образовательного учреждения» и ее компоненты: содержание образования, роль и функции педагога, инновационная образовательная среда, а также исследование готовности педагогов к созданию инновационной образовательной среды, построению образовательного процесса, в котором учтены мнения, инициативы ребенка, а родитель включен как со-педагог и равноправный участник деятельности. Материалом послужило анкетирование среди воспитателей МАДОУ № 13 г. Томска, воспитателей-слушателей курсов повышения квалификации «Современные технологии в профессиональной деятельности воспитателя» в рамках реализации дополнительной профессиональной программы на базе Томского государственного педагогического колледжа, студентов 3-го курса Томского государственного педагогического колледжа, обучающихся по специальности «Дошкольное образование» с присвоением квалификации «Воспитатель детей дошкольного возраста». Результаты диагностической работы по выявлению трудностей воспитателей в условиях открытой педагогической системы стали отправной точкой в разработке модульной программы развития педагога-воспитателя, включающей последовательно усложняющиеся образовательные задачи и план мероприятий по устранению дефицитов конкретного педагога. Подчеркивается важность новых тенденций в развитии современного детского сада, связанных с пересмотром системы дошкольного образования. Делается вывод о том, что только динамичная открытая педагогическая система современного дошкольного учреждения способна обеспечить гармоничное воспитание и разностороннее развитие личности ребенка.
Ключевые слова: детский сад, дошкольное учреждение, развитие профессиональных компетенций, интеллектуальное воспитание, открытая педагогическая система, компоненты открытой педагогической системы, дошкольное образование, инновационная образовательная среда, индивидуализация образовательной деятельности
Библиография:
1. Цигулева О. В., Абакумова Н. Н., Поздеева С. И. Гуманитарные характеристики человеческого капитала в контексте компетентностного подхода к образованию // Язык и культура. 2022. № 57. С. 292–307.
2. Министерство просвещения Российской Федерации // Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project/about (дата обращения: 24.08.2023).
3. Успенский П. Д. Tertium organum. Ключ к загадкам мира. М.: Т8, 2020. 452 с.
4. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
5. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования: учебное пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. 334 с.
6. Поддьяков Н. Н., Говоркова А. Ф. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М.: Педагогика, 1985. 200 с.
7. Онокой Л. С. Открытое образование в современной России: социологическая концепция и модель: дис. … д-ра пед. наук. М., 2004. 292 с.
8. Рюттингер Р. Основы предпринимательства. М.: Эком, 1992. 240 с.
9. Залевский Г. В. Психология личности: фиксированные формы поведения: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2023. 306 с.
10. Щигарцова Н. Ю. Особенности развития открытой педагогической системы современного дошкольного учреждения // Информация и образование: границы коммуникации INFO’23: сб. науч. тр. № 15 (23) / под ред. А. А. Темербековой, И. В. Соловкиной. Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2023. С. 179–180.
11. Поздеева С. И. Концепция развития открытого совместного действия педагога и ребенка в начальной школе: дис. … д-ра пед. наук. Томск, 2015. 393 с.
12. Мейран С., Терешкова Н., Гач О. Цифровой детский сад как эффективный вектор развития современной образовательной организации // Инновации в образовании: концепции, проблемы, перспективы (29–30 октября 2019 г.): материалы V Междунар. научно-практ. конф. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2020. С. 192–197.
13. Качалов Д. В. Концепция формирования педагогической культуры у студентов вуза – будущих учителей в инновационной образовательной среде. М.: Академия естествознания, 2011. 157 с.
14. Брюханцева Н. В., Щигарцова Н. Ю. Идеалы социума и становление открытой педагогической системы всех уровней образования // Сб. ст. участников Всерос. научно-практ. конф. с международным участием «VII Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности» (Казань, 24–25 марта 2022 г.). Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2022. С. 15–20.
Выпуск: 2, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 53 — 62
Скачиваний: 226