Профилактика буллинга среди подростков методами социального театра
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-1-123-132
В последние годы ситуации буллинга среди подростков происходят все чаще. Они негативно влияют на эмоциональное состояние обучающихся, развитие личности, могут приводить к трагическим случаям с непоправимыми последствиями. Одной из задач педагогических коллективов образовательных учреждений является предупреждение прецедентов проявления жестокости среди подростков, профилактика буллинга. К эффективным методам профилактики буллинга в школе можно отнести социальный театр, который выполняет широкий спектр функций по отношению к его участникам: информационно-образовательную, познавательную, развивающую, социально-коммуникативную. Профилактика буллинга посредством социального театра направлена на осмысление темы буллинга, выработку негативного к нему отношения, осознание степени проблемы и способов ее решения.
Ключевые слова: буллинг, социальный театр, форум-театр, подростки, профилактика, личность, школа
Библиография:
1. Самохвалова А. Г., Евстигнеева К. А., Крылова А. А. Профилактика насилия в образовательной среде школы: кросскультурный аспект // Вестник Костромского гос. ун-та. Серия: Педагогика. Психологи. Социокинетика. 2019. № 3 (25). С. 24–31. doi: 10.34216/2073-1426-2019-25-3-24-31
2. Доклад по итогам деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Томской области о соблюдении прав и законных интересов детей в Томской области в 2021 году // Уполномоченный по правам ребенка в Томской области. URL: https: //todeti.tomsk.ru/ (дата обращения: 22.10.2023).
3. Gladden R. M., Vivolo-Kantor A. M., Hamburger M. E., Lumpkin C. D. Bullying Surveillance among Youths: Uniform Definitions for Public Health and Recommended Data Elements. Version 1.0. Atlanta, GA: National Center for Injury Prevention and Control, Centers for Disease Control and Prevention and U. S. Department of Education, 2014. 235 р.
4. Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
5. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2023. 227 с.
6. Соловьев Д. Н. Способы командообразования в предупреждении буллинга в подростковом возрасте // Вестник Омского гос. пед. ун-та. Гуманитарные исследования. 2014. № 1 (2). С. 94–97.
7. Баева И. А., Гаязова Л. А., Кондакова И. В., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность личности и ценности подростков и молодежи // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 6. C. 5–18. doi: https://doi.org/10.17759/pse.2020250601
8. Лоренц К. Агрессия, или Так называемое зло. М.: Neoclassic, 2023. 416 с.
9. Малкина-Пых И. Г. Психология поведения жертвы. М.: Эксмо, 2006. 1008 с.
10. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль: секреты причин насилия, мотивов убийств, гнева, враждебности, ненависти, разрушения, предрасположенности личности к насилию. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 510 с.
11. Решетников М. М. Психическая травма. М.: Юрайт, 2023. 200 с.
12. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М.: Азбука, 2022. 416 с.
13. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Эксмо, 2023. 416 с.
14. Boal A. Theatre of the Oppressed. London: Pluto Press, 2000. 208 р.
15. Форум-театр для чайников, или Как создать спектакль форум-театра. М.: Перо, 2018. 56 с.
16. Строганов А. Е. Психотерапия на базе театральных систем. СПб: Наука и Техника, 2009. 496 с.
17. Бородатая М. Н., Лучинина М. И. Возможности технологии социального театра в профилактике социально негативных явлений в подростково-молодежной среде // Профилактика зависимостей. 2017. № 4 (12). С. 8–11.
18. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. М.: Когито-Центр, 2007. 380 с.
19. Кокоулина Ю. Б. Социальный театр: предпосылки явления, технология реализации и ее этапы, формы воплощения // Сибирский филол. форум. 2018. № 3 (3). С. 73–86.
Выпуск: 1, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 123 — 132
Скачиваний: 257