Применение метода «исследование в действии» в рамках изучения феномена мультиграмотности
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-1-25-31
Рассматривается практика применения метода «исследование в действии» (action research) при решении исследовательских задач. На основании истории появления и развития метода «исследование в действии», анализа примеров его использования в научных трудах сформировано описание метода, а также принципы его применения, которыми можно руководствоваться при проведении педагогического исследования. Метод получил широкое распространение в англоязычных исследованиях, как и феномен мультиграмотности, однако поиск среди множества научных источников в открытых ресурсах показал, что он редко применяется в контексте отечественных педагогических исследований. Обосновывается использование метода «исследование в действии» при изучении феномена мультиграмотности как интегративной личной характеристики, необходимой для взаимодействия с текстами новой природы. С помощью применения представленного метода описаны умения мультиграмотного человека, формируемые при освоении соответствующего онлайн-курса. Изучение практики освоения мультиграмотности как нового для русскоязычного педагогического дискурса феномена было дополнено актуальными данными, получено наиболее полное представление обо всех этапах его реализации. Описанный в статье этап диссертационного исследования позволил решить одну из поставленных в нем задач. Автор приводит не только преимущества применения метода «исследование в действии», но и риски, которые могут возникнуть. Применение данного метода позволяет произвести анализ практических действий, ведущих к формированию научных положений педагогического исследования и внести вклад в методологию педагогики.
Ключевые слова: исследование в действии, мультиграмотность, мультиграмотный человек, онлайн-курс, умения мультиграмотности, текст новой природы
Библиография:
1. Lewin K. et al. Action research and minority problems // Journal of social issues. 1946. Т. 2, № 4. С. 34–46.
2. Пискунова Е. В. Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005. Вып. 1 (45). С. 62–66. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-pedagogicheskaya-refleksiya-v-deyatelnosti-i-podgotovke-pedagoga (дата обращения: 09.01.2022).
3. Борщева В. В. «Action research» как инструмент повышения квалификации в преподавании иностранных языков // Педагогика и психология образования. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/action-research-kak-instrument-povysheniya-kvalifikatsii-v-prepodavanii-inostrannyh-yazykov (дата обращения: 10.01.2022).
4. Жуков Ю. М. Исследование действием в науке и практике: промышленный период // Организационная психология. 2015. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-deystviem-v-nauke-i-praktike-promyshlennyy-period (дата обращения: 21.02.2022).
5. The New London Grop A Pedagogy of Multiliteracies: Designing Social Futures // Harvard Educational Review. URL: http://www.sfu.ca/~decaste/newlondon.htm (дата обращения: 20.04.2021).
6. Галактионова Т. Г., Казакова О. А. Коммуникативный код мультиграмотности в контексте цифровых образовательных практик // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве. URL: https://nesinmis.ru/galaktionova-t-g/ (дата обращения: 20.02.2022).
7. Казакова Е. И. Тексты новой природы: проблемы междисциплинарного исследования // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21, № 4. C. 102–109. doi: 10.17759/ pse.2016210409
8. Ajayi L. A. Multiliteracies Pedagogy: Exploring Semiotic Possibilities of a Disney video in a third grade diverse classroom // Urban Review. 2011. Vol. 43 (3). P. 396–413.
9. Трофимова И. Н. Мультиграмотность как социальная ценность и фактор развития современного общества // Политика и общество. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multigramotnost-kak-sotsialnaya-tsennost-i-faktor-razvitiya-sovremennogo-obschestva (дата обращения: 09.11.2020).
10. Короткина И. Б. Международные исследования новой грамотности и проблемы терминологических несоответствий в отечественной педагогике // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. № 3 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnye-issledovaniya-novoy-gramotnosti-i-problemy-terminologicheskih-nesootvetstviy-v-otechestvennoy-pedagogike (дата обращения: 09.11.2020).
11. Отзывы учащихся о курсе Multimodal Literacies: Communication and Learning in the Era of Digital // Coursera. URL: https://www.coursera.org/learn/multimodal-literacies/reviews?page=1&star=5 (дата обращения: 20.07.2022).
Выпуск: 1, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 25 — 31
Скачиваний: 335