Самооценка компетенций обучающимися на дисциплинах профессионального цикла технических направлений подготовки
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-6-69-78
Представлены результаты самооценки универсальных и профессиональных компетенций, рефлексивной оценки собственной деятельности обучающимися, в образовательном процессе которых были сконструированы и последовательно реализованы продуктивные образовательные технологии на дисциплинах профессионального цикла. Полученные результаты позволяют утверждать, что самооценка студентов показывает позитивную актуальность универсальных компетенций при реализации дисциплин профессионального цикла с использованием продуктивных технологий. Научно обосновано, что применение продуктивных технологий на дисциплинах профессионального цикла позволяет в рамках самооценки студентов компетенций зафиксировать их позитивное состояние, что обогащает педагогическую теорию научной специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования» в разделах «Качество образования. Педагогические измерения. Теоретические, методологические основы измерений качества образования» и способствует дальнейшему развитию компетентностного подхода в инженерном образовании. Разработана авторская диагностика проведения самооценки студентов компетенций при реализации дисциплин профессионального цикла с использованием продуктивных технологий. Расширено представление о возможностях самооценки студентов универсальных и профессиональных компетенций на дисциплинах профессионального цикла, реализуемых продуктивными технологиями.
Ключевые слова: универсальные и профессиональные компетенции, результаты обучения, компетентностный подход, самооценка, продуктивные технологии, рефлексия
Библиография:
1. Gilyazova O. S., Zamoshchansky I. I. Specific features of universal competences of higher education in Russia in the context of competence-based education: conceptual analysis // Perspektivy nauki i obrazovania – Perspectives of Science and Education. 2022. № 56 (2). Р. 77–94. doi: 10.32744/pse.2022.2.5
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 15.03.01 «Машиностроение» (уровень бакалавриата). URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/142/141/16/15 (дата обращения: 23.01.2023).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 22.02.06 Сварочное производство. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-22-02-06-svarochnoeproizvodstvo-360/ (дата обращения: 14.02.2023).
4. Эльконин Б. Д. Продуктивное действие // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 1. С. 116–122. EDN PQDNSJ. doi: 10.17759/chp.2019150112
5. Хуторской А. В. Современная дидактика. 3-е изд. М.: Юрайт, 2021. 406 c.
6. Щербинина Ю. В. Прикладные задачи профессиональной направленности // Вестник Алтайского гос. пед. ун-та. 2016. № 4 (29). С. 52–55. EDN XUXDBJ.
7. Осипов М. В., Шубкина О. Ю. Рефлексивные практики в процессе формирования метакомпетентности обучающихся в условиях реализации STEM-технологий // Педагогический журнал. 2021. Т. 11, № 6А. С. 204–213. doi: 10.34670/AR.2021.39.20.026
8. Осипова С. И., Гафурова Н. В., Богданова А. И. Продуктивные практики компетентностного подхода в образовании. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2017. 461 с. ISBN 978-5-7638-3636-3. EDN ZIUJSJ.
9. Авдеева С. М., Гасс П. В., Карданова Е. Ю., Корешникова Ю. Н., Куликова А. А., Орел Е. А., Пащенко Т. В., Сорокин П. С. Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования // Национальный исследовательский ун-т «Высшая школа экономики». URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/458550931.pdf (дата обращения: 14.02.2023).
10. Гафурова Н. В., Арнаутов А. Д., Бугаева Т. П. Модель системных изменений многоуровневого инженерного образования в контексте повышения качества. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2019. 158 с. ISBN 978-5-7638-4084-1. EDN ZWTQGD.
Выпуск: 6, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 69 — 78
Скачиваний: 289