Качество жизненных планов в позднем юношеском возрасте
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-6-164-171
Рассматриваются вопросы формирования жизненных планов студентов, пребывающих в позднем юношеском возрасте. Основная идея исследования состояла в том, что ключевые способности жизненного планирования имеют вневозрастное значение. Целью эмпирического исследования стало выявление и оценка качества жизненных планов студентов и возможности использования навыков планирования, полученных в юности и пожилом возрасте. Для реализации этой цели нужно было выявить, какие элементы планирования можно и нужно освоить в юношеском возрасте, чтобы они позволили адаптироваться к жизни после завершения трудовой карьеры и обеспечивали удовлетворенность жизнью в пожилом возрасте. В исследовании приняли участие 80 студентов Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. В качестве методов исследования были использованы эксперимент и метод экспертных оценок. Экспертами выступили неработающие пенсионеры в возрасте от 65 до 74 лет. Было установлено, что текущие жизненные планы студентов отличаются схематичностью, бессистемностью и однообразием. В таком варианте они не могут обеспечить эффективную подготовку к жизни в иных возрастах. Эксперты, опираясь на свой жизненный опыт, учитывая ошибки планирования своей собственной жизни в поздней юности, выделили шесть позиций, по которым нужно как оценивать качество планирования жизненных расписаний, так и специально формировать их. Именно эти позиции были слабо представлены или не представлены вообще в планах-отчетах студентов. В частности, это структурирование личного времени, особые индивидуальные привычки, обязанности перед семьей, организация общения с друзьями, ключевые события недели и месяца, вклад в организацию своего личного пространства. Отмечается, что одним из инструментов подготовки к жизни в позднем онтогенезе может стать наставничество по вопросам планирования своей жизни.
Ключевые слова: планирование жизни, жизненные стратегии, личность пожилого человека, пожилой возраст, поздняя юность
Библиография:
1. Демина И. А. Психологические особенности планирования будущего в возрасте ранней юности // Известия Алтайского гос. ун-та. 2000. № 2 (16). С. 18–22.
2. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. URL: https://www.isras.ru/analytical_report_Youth.html (дата обращения: 25.02.2023).
3. Курышева О. В. Возрастные характеристики структурирования жизненного пути // Вестник университета. 2014. № 12. С. 274–279.
4. Anderson L. B., Gettings P. E. “Old age scares me”: Exploring young adults’ feelings about aging before and during COVID-19 // Journal of Aging Studies. 2022. № 1 (60). 100998. doi: 10.1016/j.jaging.2022.100998. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0890406522000019 (дата обращения: 25.02.2023).
5. Шилова Н. П. Формирование временной перспективы современных юношей и девушек // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 3. С. 34–43.
6. Amani J., Luvanga B., Kihaga H., Ndeskoi T., Gabriel L. Why do academics fail to plan for retirement? Employers’ and employees’ views // Journal of Aging Studies. 2023. Vol. 64. March. 101103. doi: 10.1016/j.jaging.2023.101103. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S089040652300004X (дата обращения: 25.02.2023).
7. Orlovic M., Warraich H., Wolf D., Mossialos E. End-of-Life Planning Depends on Socio-Economic and Racial Background: Evidence from the US Health and Retirement Study (HRS) // Journal of Pain and Symptom Management. 2021. Vol. 62, is. 6. December. P. 1198–1206. doi: 10.1016/j.jpainsymman.2021.05.018
8. Macmillan R., Eliason S. R. Characterizing the life course as role configurations and pathways: A latent structure approach // Handbook of the life course. 2003. P. 529–554. doi: 10.1007/978-0-306-48247-2_24
9. Smith F., Dougherty D. Revealing a Master Narrative: Discourses of Retirement Throughout the Working Life Cycle // Management Communication Quarterly. 2012. Vol. 26, is. 3. P. 453–478. doi: 10.1177/0893318912438687
10. Chase C., Eklund S., Pearson L. Affective responses of faculty emeriti to retirement // Educational Gerontology. 2003. Vol. 23. December. P. 521–534. doi: 10.1080/713844397
11. Steiner J., Amabile T. What do I make of the rest of my life? Global and quotidian life construal across the retirement transition // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 2022. Vol. 171. July. 104137. doi: 10.1016/j.obhdp.2022.104137. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0749597822000218 (дата обращения: 25.02.2023).
12. Barrett A. E., Barbee H. The subjective life course framework: Integrating life course sociology with gerontological perspectives on subjective aging // Advances in Life Course Research. 2022. Vol. 51. March. 100448. doi: 10.1016/j.alcr.2021.100448. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1040260821000526 (дата обращения: 25.02.2023).
13. Arnett J. Conceptions of the transition to adulthood from adolescence through midlife // Journal of Adult Development. 2001. Vol. 8 (2). P. 133–143. doi: 10.1023/A:1026450103225
14. Андреева А. Д., Лисичкина А. Г., Бримова Л. А. Временная и жизненная перспектива как мотивационный центр самоопределения в ранней юности: сравнительно-историческое исследование // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 3. С. 198–210.
15. Карабанова О. А., Захарова Е. И., Старостина Ю. А. Личностные факторы построения профессиональной карьеры в период вхождения во взрослость // Национальный психол. журнал. 2020. № 4 (40). С. 113–124.
16. Неяскина Ю. Ю., Мазуркевич А. В. Взаимосвязь субъективного качества жизни и временной перспективы личности // Вестник Краунц. Гуманитарные науки. 2014. № 1. С. 94–105.
17. Леонтьев Д. А. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт // Мир психологии. 2014. № 1. С. 104–117.
18. Будякова Т. П., Батуркина Г. В., Нижник Г. Н. Физическая культура и спорт как предикторы антивиктимной личности. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2023. 160 с.
19. Пазухина С. В., Декина Е. В. Психологические индикаторы удовлетворенности студентов взаимодействием с кураторами нового типа – наставниками // Научно-педагогическое обозрение. 2023. Вып. 1 (47). С. 158–169. doi: 10.23951/2307-6127-2023-1-158-169
Выпуск: 6, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 164 — 171
Скачиваний: 247