Персональные концепции безопасности в научном пространстве психологического знания
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-6-154-163
Рассматриваются персональные концепции безопасности, чем восполняется пробел изучения имплицитных образований, управляющих поведением человека при возникновении опасности его жизни и благополучию. Цель исследования – теоретический анализ феномена персональных концепций безопасности. Под персональными концепциями безопасности понимается совокупность ментальных конструкций, образованных проекциями феноменологического пространства безопасности на психические структуры человека и выражающих его субъектную позицию в соответствующей предметной области. Ядро персональных концепций безопасности субъекта образует его концепция личной безопасности, в наибольшей степени связанная с Я-концепцией личности и обладающая высоким воздействием на остальные частные концепции субъекта, его психическое состояние и поведение. Персональные концепции безопасности неоднородны, характеризуются внешней и внутренней структурой, динамичны и полифункциональны (функции управления, трансмиссии и самообновления). Представленные материалы выражают принципиальные позиции по ряду вопросов современности, связанные с повышением защищенности человека в социальной, правовой, экономической и других сферах жизнедеятельности. Предложенная трактовка категории «персональные концепции безопасности», сделанные выводы по содержанию, структуре и свойствах соответствующего феномена создают плацдарм для выбора направлений последующей исследовательской разработки проблематики.
Ключевые слова: безопасность, персональная концепция, имплицитная концепция, концепция безопасности, Я-концепция
Библиография:
1. Пирмагомедова Э. А. Эмпирическое изучение представлений подростков о безопасности жизнедеятельности // Российский психол. журнал. 2011. № 1. С. 140–144.
2. Синельникова О. П. Эмпирическое изучение представлений старших школьников о безопасности жизнедеятельности // Российский психол. журнал. 2009. № 1. С. 122–125.
3. Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Психолингвистическое исследование концептов «опасность» и «безопасность» в языковом сознании студентов // Вопросы психолингвистики. 2020. № 1 (43). С. 84–97. doi: 10.30982/2077-5911-2020-43-1-84-97
4. Краснянская Т. М., Тылец В. Г., Иохвидов В. В. Репрезентация лингвистической и психолингвистической безопасности в языковом сознании // Язык и культура. 2022. № 57. С. 60–79. doi: 10.17223/19996195/57/3
5. Смирнова А. Г., Климова Г. С. Сравнительный анализ ассоциативных полей безопасность и Sicherheit в репрезентации носителей русского и немецкого языков // Вестник Кемеровского гос. ун-та. 2022. Т. 24, № 6 (94). С. 744–751. doi: 10.21603/2078-8975-2022-24-6-744-751
6. Иванов М. С., Утюганов А. А., Яницкий М. С., Серый А. В. Безопасность в системе ценностно-смысловых ориентаций офицеров российской национальной гвардии: на примере курсантов – будущих офицеров // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17, № 3. С. 440–458. doi: 10.22363/2313-1683-2020-17-3-440-458
7. Звездина А. А. Отношение к безопасности как профессиональный аспект в деятельности сотрудника полиции // Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2019. № 1. С. 16–18.
8. Донева О. В. Опыт изучения социальной ответственности студентов в ситуации риска личной безопасности // Высшее образование сегодня. 2019. № 2. С. 48–50.
9. Бондарчук Н. В., Быкова Е. А. Профессиональная Я-концепция социального педагога системы образования // Организационная психология. 2019. Т. 9, № 4. С. 30–51.
10. Данилова О. Ю. Теоретическое обоснование методики исследования профессиональной Я-концепции спортсменов // Аллея науки. 2018. Т. 3, № 7 (23). С. 440–443.
11. Макаркина А. В., Хрусталева Т. А. Структура и особенности «Я-концепции» курсантов образовательных организаций // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2018. № 3. С. 47–48.
12. Хертек Б. Ю. Особенности «Я-концепции» представителей тувинского этноса в юности и зрелости // Вестник Хакасского гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова. 2019. № 4 (30). С. 96–99.
13. Дронго А. В., Луцик М. Ю. Структура Я-концепции в экзистенциально-гуманистической психологии // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 2, № 11 (28). С. 234–236.
14. Яковенко Е. Н., Малиновская А. В. Образ физического «Я» как структурная составляющая Я-концепции // International Independent Scientific Journal. 2020. № 13-3 (13). С. 52–56.
15. Кошелева Н. В., Осин Е. Н. Имплицитные представления студентов об атеистах и верующих людях // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 1. С. 135–143.
16. Дружинина В. Н., Лебедев И. Б., Шутько Д. В. К вопросу об образе профессии в структуре профессиональной Я-концепции сотрудников правоохранительных органов // Человеческий капитал. 2019. № 12 (132). С. 204–210. doi: 10.25629/HC.2019.12.22
17. Bruner J. S., Tagiuri R. The perception of people // Handbook of social psychology / ed. by G. Lindzey. Reading, MA, 1954. Vol. 2. P. 9–41.
18. Kelly G. A. The psychology of personal constructs. N.Y.: Norton, 1955. 2V. 1218 p.
19. Бутакова Л. О. Концепт «семья» в языковом сознании школьников: региональное исследование // Психолінгвістика. 2015. № 18 (1). С. 15–26.
20. Бондаренко Л. К. Морально-этическая концепция юриста на современном этапе // Право: история и современность. 2019. № 2. С. 93–101. doi: 10.17277/pravo.2019.02.pp.093-101
21. Столина Т. В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2002. 20 с.
22. Морозенко А. А. Имплицитные концепции жизни после смерти: содержание, структура, функции // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 3. Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. 2021. Т. 11, № 1. С. 122–131.
23. Скворцова Л. Л. Индивидуально-типологические особенности имплицитных концепций личностной зрелости // Веснік Магілеўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А. А. Куляшова. Серыя C. Псіхолага-педагагічныя навукі: педагогіка, псіхалогія, методыка. 2020. № 1 (55). С. 76–83.
24. Смирнов А. Н. О понятиях «Я-концепция» и «концепция жизни личности» // Вестник Саратовского гос. социально-эконом. ун-та. 2006. № 2 (13). С. 143–146.
25. Sternberg R. J. Implicit theories of intelligence, creativity, and wisdom // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. P. 607–627.
26. Скворцова Л. Л. Имплицитные концепции как феномен обыденного сознания личности // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 3. Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. 2017. Т. 7, № 1. С. 120–129.
27. Харламенкова Н. Е., Тарабрина Н. В., Быховец Ю. В., Ворона О. А., Казымова Н. Н., Дымова Е. Н., Шаталова Н. Е. Психологическая безопасность личности: имплицитная и эксплицитная концепции. М.: РАН, 2017. 262 с.
28. Краснянская Т. М., Тылец В. Г., Иохвидов В. В. Концепция личной безопасности как психолого-криминологический фактор самообороны // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12, № 6. C. 826–835. doi: 10.17150/2500-4255.2018.12(6).826-835
29. Тылец В. Г., Краснянская Т. М., Иохвидов В. В. Темпоральные составляющие персональной концепции безопасности субъектов с разным уровнем толерантности к неопределенности // Гуманизация образования. 2022. № 1. С. 129–144. doi: 10.24411/1029-3388-2020-10222
30. Краснянская Т. М., Тылец В. Г., Иохвидов В. В. Трансформация концепции личной безопасности в условиях направленного психологического давления // Знание. Понимание. Умение. 2021. № 4. С. 246–257. doi: 10.17805/zpu.2021.4.21
31. Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Психологические подходы к пониманию концепции личной безопасности // Знание. Понимание. Умение. 2022. № 2. С. 263–270. doi: 10.17805/zpu.2022.2.19
Выпуск: 6, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 154 — 163
Скачиваний: 331