Анализ школьных сочинений-отзывов о прочитанной книге обучающихся разных поколений
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-6-42-50
Проводится сравнительный анализ школьных сочинений на тему «Отзыв о прочитанной книге», написанных шестиклассниками в 1985 г., 2005 г. и 2022 г. Для анализа были взяты сочинения учеников МБОУ СОШ № 88 г. Северска, МАОУ СОШ № 36 и МБОУ СОШ № 49 г. Томска. Сравнительный анализ сочинений демонстрирует, как менялись читательские предпочтения советских школьников (поколение Х), подростков поколения нулевых (Y) и современного поколения (Z), а также показывает сформированность у школьников текстовой компетенции. Представлены выводы относительно перспективы работы с подростками на уроках литературы.
Ключевые слова: текстовая компетенция, методика обучения литературе, теория поколений, поколение Х, миллениалы, зумеры, цифровые дети, современная подростковая литература, круг чтения подростков, отзыв о книге
Библиография:
1. Результаты общероссийской оценки по модели PISA-2021. ФГБУ: «ФИОКО», 2022. 79 с. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/Результаты%20общероссийской%20оценки%20по%20модели%20PISA.pdf (дата обращения: 01.02.2023)
2. Ожиганова Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1 (1). С. 94–97.
3. Болотнова Н. С. Текстовая компетенция и пути ее формирования в школе // Коммуникативно-деятельностные и текстоориентированные подходы к преподаванию русского языка: материалы научной конференции (12 марта 2001 г.). Томск: ТГПУ, 2001. С. 66–67.
4. Ляшок А. С. «Дети перестройки»: жизненные миры школьников 1980–1990-х годов // Вестн. Пермского ун-та. Серия: История. 2013. № 2 (22). С. 149–155.
5. Савенкова Е. В. Культ пионеров-героев: жертвенный энтузиазм в жанре для среднего школьного возраста // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2005. № 1 (17). С. 43–53.
6. Федеральная рабочая программа основного общего образования «Литература» (для 5-9-х классов образовательных организаций). М: Ин-т стратегии развитии образования, 2022. 123 с.
7. Скоробогатько Е. Миллениалы: особенности и проблемы поколения Y // StudNet. 2018. № 1. С. 5.
8. 30 фактов о современной молодежи: исследование Сбербанка и Validata // Янгспейс. 2017. № 11. URL: http://youngspace.ru/faq/sberbank-issledovanie-molodezhi (дата обращения: 15.02.2023).
9. Дворянчиков Я. В., Шепелева Е. С. Роль TikTok в социализации детей и подростков // Форум молодежной науки. 2021. № 6. С. 11–16.
10. Брякотнина Е. Б., Полева Е. А. Изучение круга чтения подростков как педагогическая проблема // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 2 (12). С. 129–134.
11. Обласова Т. В. Почему подростки не любят читать классику? // Филологический класс. 2020. Т. 25, № 2. С. 247–257.
12. Свирина Н. М. Чтение подростков: Результаты исследования и сравнительный анализ // Филологический класс. 2017. № 3 (49). С. 64–72.
13. Липовка В. О., Полева Е. А. Изучение читательских интересов и потребностей семиклассников по результатам анкетирования // Концепт. 2014. № 07 (июль). C. 81–85.
Выпуск: 6, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 42 — 50
Скачиваний: 221