Использование языкового материала на примере русских пословиц в учебниках русского языка для 7–9-х классов общеобразовательной школы Монголии
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-6-32-41
Дается анализ использования русских пословиц в учебниках по русскому языку «Орос хэл» для 7–9-х классов общеобразовательной школы Монголии. Раскрывается содержательная сторона учебников, которая определяет взаимосвязь грамматического и языкового материала. Дана краткая характеристика учебников по структуре, использованным источникам. Сделан акцент на функциональное использование русских пословиц на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному, осуществлен подбор примеров использования пословиц в соответствии с их тематической принадлежностью, видом задания и методическими рекомендациями. Определены несоответствия выбора пословиц как языкового материала для учебников русского языка на основе общепринятых критериев в методике преподавания русского языка как иностранного.
Ключевые слова: учебник русского языка, русский язык, русский язык как иностранный, обучение русскому языку, пословица
Библиография:
1. Сарнай Б. Русский язык – как компонент социально-коммуникативной системы Монголии // Национальные языки в эпоху глобализации: Россия – Монголия. М.: Тезаурус, 2011. С. 318–339.
2. Sant Maral Foundation. Politbarometer. URL: https://www.santmaral.org/publications (дата обращения: 22.02.2023).
3. Центр открытого образования на русском языке появится в Монголии. Русский мир. URL: https://russkiymir.ru/news/265392/?ysclid=ln8qugb28g142329001 (дата обращения: 03.02.2023).
4. Терентьев В. И. Русский язык в Монголии сегодня // Азия и Африка сегодня. 2017. № 9. С. 56–60.
5. Леонтьев Э. П., Жигжидсүрэн Баяртогтох. Русские пословицы и поговорки в монгольских учебниках русского языка для 7–9 классов // Обучение иностранным языкам в условиях ограниченной языковой среды: сб. ст. М.: РГУ им. А. Н. Косыгина, 2022. С. 124–127.
6. Пунцагийн Алтанцэцэг. Некоторые общие проблемы профессионально ориентированного обучения русскому языку в вузах Монголии // Русский язык в постсоветском мире: уход и возвращение? Опыт Монголии: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Улаанбатар, 15–16.09.2010 / сост., отв. ред. С. Панарин. Улаанбаатар: МГУНТ, 2012. С. 85–89.
7. Алтанавдар Ирээдуй. Фразеологический материал в программах и учебниках русского языка для монгольской школы // Научно-методическое обеспечение преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах в свете теории и практики межкультурной коммуникации: межвуз. сб. № 12 / отв. ред.: З. Р. Хачмафова, З. С. Хабекирова. Майкоп: ЭлИТ, 2016. С. 37–40.
8. Афанасьева Н. Д., Захарченко С. С., Могилева И. Б. Особенности учебных материалов, используемых иностранными преподавателями русского языка (взгляд со стороны) // Русское слово в многоязычном мире: материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ (г. Нур-Султан, Казахстан, 29 апреля – 3 мая 2019 года) / ред. кол.: Н. А. Боженкова, С. В. Вяткина, Н. И. Клушина и др. СПб.: МАПРЯЛ, 2019. С. 865–870.
9. Череповская И. Б. Учебное пособие интерактивного типа для краткосрочных курсов РКИ: Продвинутый этап обучения: дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 208 с.
10. Серебренникова Е. А. Учебник как средство формирования языковой картины мира обучающегося (из практики преподавания русского языка как иностранного) // Yearbook of Eastern European Studies. 2020/2021. № 9. С. 119–127.
11. Орос хэл VII: Еренхий боловсролын 12 жилийн сургуулийн 7 дугаар ангийн сурах бичиг / Тунгалаг П., ба бус; ред. Эрдэнэмаам С., техн. ред. Батменх Ц. УБ., 2017. 136 х.
12. Русский язык IX: Ерөнхий боловсролын 12 жилийн сургуулийн 9 дүгээр ангийн сурах бичиг / Тунгалаг П., Мяндас И., Туул О.; ред. Эрдэнэмаам С., Батмөнх Ц. УБ., 2016. 168 х.
13. Русский язык VIII: Ерөнхий боловсролын 12 жилийн сургуулийн 8 дугаар ангийн сурах бичиг / Тунгалаг П. ба бус; ред. Сэрээнэн Ц., Гансүх Х. УБ., 2015. 159 х.
14. Багшийн ном: Ерɵнхий боловсролын 12 жилийн сургуулийн 7 дугаар анги / ред. Б. Уранчимэг, Ц. Батмɵнх. Улаанбаатар, 2015. 80 х.
15. Багшийн ном: Ерɵнхий боловсролын 12 жилийн сургуулийн 8 дугаар анги / ред. Ц. Сэрээнэн, Х. Гансγх. Улаанбаатар, 2015. 120 х.
16. Багшийн ном: Ерɵнхий боловсролын 12 жилийн сургуулийн 9 дугаар анги / ред. С. Эрдэнэмаам, Ц. Батмɵнх. Улаанбаатар, 2015. 120 х.
17. Кролевецкая И. В., Соловьева Ю. С., Юрманова С. А. Обучение чтению как аспект лингводидактики в условиях информационного общества // Русское слово в многоязычном мире: материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ (г. Нур-Султан, Казахстан, 29 апреля – 3 мая 2019 г.) / ред. кол.: Н. А. Боженкова, С. В. Вяткина, Н. И. Клушина и др. СПб.: МАПРЯЛ, 2019. С. 1120–1123.
18. Казакова Ю. В. Развитие навыков чтения на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному // Русское слово в многоязычном мире: материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ (г. Нур-Султан, Казахстан, 29 апреля – 3 мая 2019 г.) / ред. кол.: Н. А. Боженкова, С. В. Вяткина, Н. И. Клушина и др. СПб.: МАПРЯЛ, 2019. С. 1079–1082.
19. Зиновьева Е. И., Маточкина А. Е. Лингвокультурологический аспект изучения русских паремий (на материале пословиц с компонентом вода // Русский язык как иностранный и методика его преподавания: сб. науч. тр. Вып. 28 / редкол.: Е. И. Зиновьева, Н. А. Любимова (отв. ред.), Л. В. Московкин и др. СПб.: РОПРЯЛ, 2017. С. 29–34.
Выпуск: 6, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 32 — 41
Скачиваний: 229