Метасистемный подход к структурно-уровневому анализу языковой компетентности
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-5-165-174
Рассмотрена структурно-уровневая организация языковой компетентности как психолого-педагогического феномена с точки зрения метасистемного подхода. Выявлены пять несводимых друг к другу уровней системы языковой компетентности. Эмпирическая верификация концептуальной модели проведена на выборке учащихся второго класса общеобразовательной школы. Методический инструментарий составили широко используемые в психолого-педагогической практике тесты речевого развития, а также авторская методика изучения особенностей знания языка при оперировании квазиязыковыми конструкциями. Также применены методы беседы, наблюдения и экспертной оценки. Исследование подтвердило теоретические предположения о динамическом характере перестроек структурно-уровневой организации системы языковой компетентности в зависимости от степени ее сформированности. Полученные результаты имеют значение для уточнения цели, задач и методов обучения языку и психолого-педагогического сопровождения этого процесса в современных условиях.
Ключевые слова: языковая компетентность, языковая способность, язык, чувство языка, языковая рефлексия, метасистемный подход, обучение родному языку
Библиография:
1. Мильруд Р. П. Компетентность в языковом образовании // Вестник Тамбовского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2003. № 2 (30). С. 100–106.
2. Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции как психологической системы (на материале русского языка как родного): дис. ... д-ра психол. наук. М., 2016. 450 с.
3. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М.: Изд-во МГУ, 1972. 252 с.
4. Hymes D. On communicative competence // Sociolinguistics: Selected readings / eds. by J. B. Pride, J. Holmes. Harmondsworth: Penguin, 1972. P. 269–293.
5. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. Vol. 1, № 1. P. 1–47.
6. Bachman L. F., Palmer A. S. The Construct validation of some components of communicative proficiency // TESOL Quarterly. 1982. Vol. 16, № 4. P. 449–465.
7. Savignon S. J. Communicative competence: Theory and classroom practice. Reading, MA: Addison-Wesley, 1983. 340 p.
8. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. 2012. № 6. С. 2–11.
9. Карпов А. В. Метасистемная организация индивидуальных качеств личности. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2018. 744 с.
10. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников. М.: Логос, 2011. 168 с.
11. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Институт психологии РАН, 2004. 450 с.
12. Карпов А. В., Чернов Д. Н. Структурная организация языковой компетентности // Ярославский пед. вестник. 2022. № 6. С. 132–139.
13. Карпов А. В., Шадриков В. Д. Интегральная концепция системогенеза деятельности. М.: Издат. дом РАО, 2017. 352 с.
14. Кабардов М. К. Языковые способности: Психология, психофизиология, педагогика. М.: Смысл, 2013. 399 с.
15. Ушакова Т. Н. Двойственность природы речеязыковой способности // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 2. С. 5–12.
16. Ушакова Т. Н. Психолингвистика: учебник для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2006. 416 с.
17. Якобсон Р. О. Язык и бессознательное. М.: Гнозис, 1996. 248 с.
18. Гохлернер М. М., Ейгер Г. В. Психологический механизм чувства языка // Вопросы психологии. 1983. № 4. С. 137–142.
19. Чернов Д. Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на обучение младших школьников // Культурно-историческая психология. 2009. № 1. C. 74–84.
Выпуск: 5, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 165 — 174
Скачиваний: 177