Предпрофессиональная подготовка школьников на платформе федерального проекта «Билет в будущее» как основа ранней профессиональной ориентации по перспективным профессиям
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-5-17-26
В условиях происходящих глобальных геополитических трансформаций особое значение приобретает подготовка квалифицированных кадров для отраслей развивающейся и перестраивающейся в соответствии с новым технологическим укладом и потребностями цифровой российской экономики. В связи с этим важным становится привлечение молодых кадров в систему профессионального образования и создание условий для формирования кадрового потенциала уже на этапах основного общего и среднего общего образования. Для решения проблемы существующего кадрового дефицита разработан федеральный проект «Профессионалитет», одной из целей которого является популяризация и повышение престижа рабочих профессий, в том числе путем сотрудничества организаций системы среднего профессионального образования и обучающихся общеобразовательных организаций. Обеспечение эффективности такого сотрудничества предполагает наличие подготовленного педагога-наставника и разработанной программы предпрофессиональной подготовки для школьников по востребованной профессии. Примером осуществления такой помощи является реализация программы предпрофессиональной подготовки школьников по профессиональному направлению «Инженерия лесопользования и лесовосстановления». Осуществление ранней профессиональной ориентации школьников в форме предпрофессиональной подготовки обеспечивает не только информирование о номенклатуре современных и востребованных на рынке труда профессий, но и дает возможность осуществления профессиональных проб по перспективным профессиям и специальностям отраслей региональной экономики. Исследован потенциал возможностей, предоставляемых платформой федерального проекта «Билет в будущее» в рамках проекта «Успех каждого ребенка» Паспорта национального проекта «Образование» в части разработки и реализации программы ранней профессиональной ориентации школьников 6–11-х классов общеобразовательной школы по компетенции «Инженерия лесопользования и лесовосстановления».
Ключевые слова: ранняя профессиональная ориентация, профессиональные пробы, компетенция инженерии лесопользования и лесовосстановления, программа предпрофессиональной подготовки школьников, платформа федерального проекта «Билет в будущее»
Библиография:
1. Работа России / Работа для всех / Популярные вакансии / Крупнейшие работодатели. URL: https://trudvsem.ru/articles (дата обращения: 27.02.2023).
2. Информационное агентство РИА Новости: Почти 60 % россиян работают не по специальности // Росстат. URL: https://ria.ru/20120813/722231749.html (дата обращения: 24.02.2023).
3. Национальные проекты России / Образование / Проект «Билет в будущее». URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/proekt-bilet-v-budushchee-po-proforientatsii-shkolnikov-okhvatil-vsyustranu (дата обращения: 14.12.2022).
4. Билет в твое будущее / Каталог профориентационных проектов. URL: https://bvbinfo.ru/for-teachers (дата обращения: 27.02.2023).
5. Минпросвещения России / В профориентационном проекте «Билет в будущее» появились новые программы. URL: https://edu.gov.ru/press/5751/v-proforientacionnom-proekte-bilet-v-buduschee-poyavilis-novye-programmy/ (дата обращения: 24.12.2022).
6. Парнов Д. А. Выпускник выбирает профессию. Программа «Моя будущая профессия и карьера» // Социальная педагогика. 2014. № 3. С. 67–74.
7. Бесклубная А. В. Особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2011. Т. 13,№ 2–4. С. 768–770.
8. Онипко А. А. Проблемы самоопределения старшеклассников при выборе профессии // Известия Уральского гос. ун-та: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2011. Т. 92, № 3. С. 191–200.
9. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 23 сентября 2019 г. N P-97 «Об утверждении методических рекомендаций о реализации проекта “Билет в будущее” в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». URL: https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minprosvescheniya-Rossii-ot-23.09.2019-N-R-97/ (дата обращения 10.12.2022).
10. Реализация национальных проектов в системе профессионального образования Томской области (2019/2020/2021/2022/). Реализация проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6–11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» в 2022 г. в Томской области. URL: https://rcrpk.ru/images/PDF/Сборник_НацПроекты_2022_финальная_верстка_25_11_22.pdf (дата обращения 23.01.2023).
11. Колесник В. Г., Синятуллина Л. Х. Система государственного управления лесным комплексом: Текущая ситуация и основные проблемы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 1. C. 129–148.
12. Быковский В. К. Правовые и организационные основы государственного управления лесами: учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2016. 254 с.
13. Скуднева О. В. Беспилотные летательные аппараты в системе лесного хозяйства России // Известия высших учебных заведений. Лесной журнал. 2014. № 6. С. 150–154.
14. Сомкин А. А. Личностно ориентированный подход в системе современного гуманитарного образования: от монологизма к диалогической модели обучения // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 3. С. 9–26.
Выпуск: 5, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ОБЩЕЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 17 — 26
Скачиваний: 248