Социальный портрет психологического благополучия студенческой молодежи
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-4-170-178
Актуальная в современной психологии и медицине модель формирования психических расстройств и нарушений – биопсихосоциальная модель выделяет социальные параметры в качестве детерминант психического здоровья и психологического благополучия. Научные теории и концепции, касающиеся различных аспектов бытия человека (психического развития, адаптации, здоровья), рассматривают детерминанты любого процесса как единства биологического и социального. Целью исследования является формирование социального портрета психологического благополучия молодежи Тульской области. Выборку исследования составили студенты вузов. В качестве параметров оценки психологического благополучия применялись шкалы теста SCL-90 (добровольное онлайн-тестирование); в качестве параметров, характеризующих социальный портрет, – социальный статус (студент из многодетной семьи, неполной или малообеспеченной семьи, студент с инвалидностью или хроническим заболеванием, студент, имеющий семью и детей, студент, оставшийся без попечения родителей). В исследовании приняли участие 1 363 студента вузов Тульской области в возрасте 17–24 года, из них 1 068 девушек, 295 юношей. Мониторинг проводился в течение осеннего семестра 2022 г. Полученные данные показали: уровень психологического благополучия большинства обследованной молодежи можно в целом охарактеризовать как соответствующий нормативным показателям. Обнаружено, что наличие социального статуса (из числа рассмотренных) не всегда сопряжено с низкими показателями психологического благополучия, а отсутствие такового не гарантирует высокого уровня психологического благополучия, при этом существуют различия в уровне психологического благополучии студентов по признаку социального статуса: студенты из неполных и малообеспеченных семей практически втрое чаще демонстрируют проявления психологического неблагополучия, нежели проявления благополучия; студенты из многодетных семей и студенты, оставшиеся без попечения родителей, практически вдвое чаще демонстрируют проявления психологического неблагополучия, нежели проявления благополучия; студенты, имеющие инвалидность или хроническое заболевание, существенно чаще демонстрируют проявления психологического неблагополучия, нежели проявления благополучия. Полученные результаты указывают на целесообразность социальной поддержки и психологического сопровождения студентов указанных социальных групп, и в первую очередь студентов, имеющих хронические заболевания или инвалидность.
Ключевые слова: социальный портрет, социальные детерминанты, психологическое благополучие, юность, студенты
Библиография:
1. Холмогорова А. Б. Биопсихосоциальная модель как методологическая основа изучения психических расстройств // Социальная и клиническая психиатрия. 2002. Т. 12, № 3. С. 97–104.
2. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. С. 5–18.
3. Motivation of Human and Animal Behavior: An Ethological View. New York, 1973. 423 p.
4. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004. 232 с.
5. Данилов А. Б., Данилов Ал. Б. Биопсихосоциокультурная модель и хроническая боль // СТПН. 2013. № 1. С. 31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biopsihosotsiokulturnaya-model-i-hronicheskaya-bol (дата обращения: 13.01.2023).
6. Ван С. Социально-психологические факторы психологического благополучия китайских подростков // Психология человека в образовании. 2022. Т. 4, № 2. С. 145–153.
7. Falbo T. Only children: An updated review // Journal of Individual Psychology. 2012. Vol. 68, № 1. Р. 38–49.
8. Liu R. X., Lin W., Chen Z. Y. School performance, peer association, psychological and behavioral adjustments: A comparison between Chinese adolescents with and without siblings // Journal of Adolescence. 2010. Vol. 33, № 3. Р. 411–417. URL: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2009.07.007 (дата обращения: 13.01.2023).
9. Фролова О. В. Психологические особенности больных хроническими соматическими заболеваниями // Казанский психол. журнал. 2009. № 9-10. С. 110–111. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskieosobennosti-bolnyh-hronicheskimi-somaticheskimi-zabolevaniyami (дата обращения: 16.01.2023).
10. Эйдельман Г. Н. Особенности жизненной позиции при различных уровнях психологического благополучия у современной молодежи // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9, № 2. С. 82–94. doi: 10.17759/exppsy.2016090207
11. Карапетян Л. В. Предикторы эмоционально-личностного благополучия. Часть 1: интернальные позитивные предикторы // Известия Уральского федерального ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2018. № 2. С. 65–73.
12. Чижкова М. Б. Личностные факторы адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде медицинского вуза // Вестник КемГУ. 2021. № 4 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnyefaktory-adaptatsii-studentov-pervokursnikov-k-obrazovatelnoy-srede-meditsinskogo-vuza (дата обращения: 16.01.2023).
13. Куликова Т. И., Филиппова С. А. Исследование адаптивного потенциала студентов в разных возрастных группах в период пандемии // Российский психол. журнал. 2022. № 19(1). С. 6–18. doi: 10.21702/rpj.2022.1.1. Scopus. URL: https://rpj.ru.com/index.php/rpj/article/view/1182 (дата обращения: 13.01.2023).
14. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методологическое исследование) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95–130.
15. Березин Б. Ю. Психологическое благополучие личности: к вопросу о сущности понятия // Известия Уральского федерального ун-та. Серия: Проблемы образования, науки и культуры. 2018. № 2. С. 74–81.
Выпуск: 4, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 170 — 178
Скачиваний: 337