Типы субъектной рискогенности учащихся в контексте их психологической устойчивости к социокультурным рискам образовательной среды
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-4-153-161
Актуальность исследования связана с участившимися случаями различных деструкций во взаимодействии между обучающимися (буллинг, кибербуллинг, аддиктивное поведение, вооруженные нападения), которые рассматриваются как варианты дезадаптации учащихся в результате глубоких социокультурных трансформаций в обществе. Представлена авторская классификация типов субъектной рискогенности учащихся на основе анализа их психологической устойчивости к социокультурным рискам образовательной среды школы и дано их описание в контексте личностных особенностей. Субъектная рискогенность учащихся рассмотрена с позиции проблем психологической устойчивости к социокультурным рискам образовательной среды, обуславливающих сложность взаимодействия в «субъектно-контекстной» системе образовательной среды. Показана авторская типология субъектной рискогенности учащихся: уязвимый, дезинтегрированный, дезадаптивный, аутизированный, адаптивный. Описана специфика личностных особенностей учащихся в зависимости от типа их субъектной рискогенности. Подтвердилась гипотеза о том, что учащиеся с проблемами психологической устойчивости, составляющие определенный тип рискогенности (аутизированный, дезинтегрированный, дезадаптивный, уязвимый), в отличие от адаптивного типа, имеют характерные личностные особенности, обуславливающие сложность взаимодействия в «субъектно-контекстной» системе образовательной среды. Дезадаптивный тип отличает нетерпеливость и стремление доминировать. Дезинтегрированный тип характеризует социальная смелость и сниженная чувствительность к угрозам. Уязвимый тип характеризуется депрессивностью, беспокойством, чувствительностью к приятию в референтной группе, повышенной фрустрированностью, а аутизированный тип учащихся – сниженными ответственностью, решительностью и самоконтролем. Таким образом, выявление типа субъектной рискогенности учащихся открывает возможность для индивидуализации образовательного процесса и проведения своевременных профилактических мероприятий по предупреждению социально-психологической дезадаптации детей и подростков.
Ключевые слова: безопасность образовательной среды, социокультурные риски, тип субъектной рискогенности, социально-психологическая уязвимость, социально-психологическая дезинтегрированность, виртуальная аутизация
Библиография:
1. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Неосведомленность родителей о столкновении подростков с рисками в интернете: содержание и психологические факторы // Психологический журнал. 2019. № 1 (40). С. 71–83.
2. Тарасов А. Н., Катаев Д. В. Риски цифровизации образовательного пространства школы в условиях современной социокультурной трансформации // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 6. C. 7–12.
3. Собкин В. С., Калашникова Е. А. К вопросу о межпоколенческих различиях в социальном самочувствии подростков: жизненная позиция и оценка значимости угроз // Психологическая наука и образование. 2021. № 3 (26). С. 54–69.
4. Скобельцина К. Н., Кузнецов А. Н., Бешенков С. А. Как российские школьники противостоят киберугрозам? // Психологическая наука и образование. 2021. № 4 (26). С. 43–53.
5. Собкин В. С., Лыкова Т. А. Распространенность татуировок среди учащихся общеобразовательных школ: социально-психологические аспекты // Психологическая наука и образование. 2021. № 5 (26). C. 101–115.
6. Beck A. Transcultural Cognitive Behaviour Therapy for Anxiety and Depression: A Practical Guide. London: Routledge, 2016. 196 p.
7. Lazarus R. S. Stress and emotion: A new synthesis. New York, NY, US: Springer Publishing Co, 1999. P. 56–68.
8. Thomas W., Kenneth Kilmann R. Thomas-Kilmann conflict MODE instrument. 1976. doi: 10.1037/t02326-000
9. PISA 2018 Results (Volume III): What School Life Means for Students’ Lives, PISA, OECD Publishing, Paris, 2019. doi: 10.1787/acd78851-en
10. Sanchez I. M., Martinez R. G., Gonzalez D. G., Rodriguez J. A. School Bullying in Compulsory and Advanced Secondary Education. Determining Factors in its Intervention // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019. № 16 (5). P. 750.
11. Прыгин Г. С. Субъектная реальность как новая парадигма психологии // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2019. № 3 (31). С. 217–228.
12. Хусаинова С. В. Исследование личностно-социальной устойчивости учащейся молодежи в современных реалиях // КПЖ. 2017. № 5 (124). С. 106–111.
13. Рубцова О. В., Панфилова А. С., Смирнова В. К. Исследование взаимосвязи личностных особенностей подростков с их поведением в виртуальном пространстве (на примере социальной сети «ВКонтакте») // Психологическая наука и образование. 2018. № 3 (23). С. 54–66.
14. Собкин В. С., Федотова А. В. Подростковая агрессия в социальных сетях: восприятие и личный опыт // Психологическая наука и образование. 2019. № 2 (24). С. 5–18.
15. Варданян Б. Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости. Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. С. 542–543.
16. Чистопольская К. А., Колачев Н. И., Ениколопов С. Н., Николаев Е. Л., Дровосеков С. Э. Суицидальность и чувство авторства собственной жизни: опросник М. Линехан «Причины для жизни» // Психологическая наука и образование. 2022. № 2 (27). С. 65–88. doi: 10.17759/pse.2022270306
17. Холмогорова А. Б., Казаринова Е. Ю., Рахманина А. А. Позиция обучающихся в учебной деятельности и предпочитаемый ими контент в интернете как факторы проблемного использования пространства Всемирной сети // Психологическая наука и образование. 2022. № 3 (27). С. 104–116.
18. Joseph S., Linley P. A. Growth following adversity: theoretical perspective and implications for clinical practice // Clin Psychol Rev. 2006. № 26 (8). Р. 1041–1053.
19. Khusainova S. V., Matveyeva L. V., Ermilova L. P., Yakushevskaya K. N., Kolomiychenko L. V., Mashkin N. A. Adaptive model of psychological and pedagogical support of professional training of students // Revista ESPACIOS. 2018. № 5 (39). P. 22.
20. Kislyakov P. A., Shmeleva E. A. Analysis of Russians’ Views on Personal Qualities as a Basis for Prosocial Safe Behavior Factors’ Identification // The open psychology journal. 2020. № 13. P. 40–48.
21. Аникина В. Г. Рефлексия и виртуальная реальность: от этимологического анализа понятий к пониманию сущностных отношений // Психологическая наука и образование. 2021. № 1 (26). P. 19–26.
22. Мильчарек Т. П. Нонкоммуникативность в модели комплексной диагностики психологических признаков экстремизма и проблема сохранения социального здоровья молодежи // Вестник Омского ун-та. Серия «Психология». 2016. № 4. С. 33–41.
23. Рубцова О. В., Поскакалова Т. А., Ширяева Е. И. Особенности поведения в виртуальной среде подростков с разным уровнем сформированности «образа Я» // Психологическая наука и образование. 2021. № 4 (26). С. 20–33.
24. Рубцова О. В., Панфилова А. С., Артеменков С. Л. Исследование взаимосвязи личностных особенностей игроков подросткового и юношеского возраста с их поведением в виртуальном пространстве (на примере групповой компьютерной игры «Dota 2») // Психологическая наука и образование. 2018. № (1) 23. С. 137–148.
25. Бовина И. Б., Дворянчиков Н. В. Поведение онлайн и офлайн: две реальности или одна? // Психологическая наука и образование. 2020. № 3 (25). С. 101–115.
26. Гилемханова Э. Н. Методика «Индекс социокультурной безопасности школьника» // Вестник Московского ун-та. Серия 14: Психология. 2019. № 2. С. 164–183.
27. Батаршев А. В. Диагностика пограничных психических расстройств личности и поведения. М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. 320 с.
Выпуск: 4, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 153 — 161
Скачиваний: 233