Особенности реализации дистанционной формы обучения в университетах Китая
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-4-96-103
Раскрываются закономерные характеристики реализации дистанционной формы обучения в современном Китае, позволяя внести вклад в развитие исследований по вопросам цифровых сред и цифровых ресурсов в профессиональном образовании. Обобщены сведения, представленные в работах зарубежных и отечественных исследователей с целью прояснения перспектив применения накопленного в Китае опыта в рамках высшего образования в России. Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии факторов, обеспечивающих прогресс высшего образования в Китае. В число таковых входят две принципиально важные тенденции, обнаруживаемые в современном Китае. Первая относится к стремлению установить контроль над внедрением инноваций в образовании со стороны государства. Вторая тенденция связана с поступательной децентрализацией способов управления, реализуемых в Китае в отношении делегирования полномочий по развитию дистанционного образования на уровень местных властей. Таким образом, выделяется момент противоречивости, сопутствующий функционированию образовательных систем в современном Китае. Выход из создавшейся проблемной ситуации видится в рамках опоры государственных властей на инициативы гражданского общества, служащего опорой для претворения государственной образовательной политики в жизнь. В результате можно сделать вывод, что инновационное развитие высшего образования накладывает отпечаток на трансформации китайского общества в целом. Перспективы переноса опыта, накопленного в Китае, показывают необходимость устранения наиболее проблемных моментов и заимствование только положительных наработок, позволяющих дать новый импульс отечественной высшей школе и расширить механизмы ее взаимодействия с дружественными зарубежными партнерами.
Ключевые слова: профессиональное образование, развитие высшей школы, дистанционное обучение, зарубежный опыт, Китай
Библиография:
1. Минеева Е. О. Высшее образование и его проблемы в современном Китае // Вологдинские чтения. 2004. № 38-1. С. 83–84.
2. Хунлу Ц. Высшее образование в России и Китае // Вестник Хабаровской гос. академии экономики и права. 2014. № 6. С. 119–121.
3. Шитикова Ю. А., Дьячкова А. А. Высшее образование для иностранных студентов в Китае // Global and Regional Research. 2020. T. 2, № 2. С. 595–602.
4. Синьшэн С. Дистанционное обучение в Китае. Телевидение и образование (информация к размышлению) // Вестник Московского ун-та. Серия 10: Журналистика. 2009. № 4. С. 99–103.
5. Глоба А. Гибридная модель для вовлечения студентов в практические онлайн-занятия // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 7–35. doi: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-3-7-35
6. Мусифуллин С. Р. Формирование медиаграмотности студентов педагогического вуза в условиях трансформации образовательного процесса // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 1. С. 7–27. doi: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2301.01
7. Li W., Chen N. China // Open and Distance Education in Asia, Africa and the Middle East / eds by O. Zawacki-Richter, A. Qayyum. Singapore: Springer, 2019. P. 7–22. doi: https://doi.org/10.1007/978-981-13-5787-9_2
8. Зубарева Н. П. Основные этапы развития дистанционного образования в Китае // Педагогическое образование в России. 2022. № 5. С. 8–16. doi: https://doi.org/10.26170/2079-8717_2022_05_01
9. Wu H., Zha Q. History of Chinese Higher Education // Encyclopedia of Educational Philosophy and Theory / ed. by M. Peters. Singapore: Springer, 2018. P 1–7. doi: https://doi.org/10.1007/978-981-287-532-7_598-1
10. Алишев Т. Б., Гафаров Ф. М., Устин П. Н., Халфиева А. Р. Инфляция школьных отметок в период пандемии COVID-19: неожиданный эффект или антикризисная стратегия? // Вопросы образования – Educational Studies Moscow. 2022. № 4. С. 33–57. doi: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-4-33-57
11. Yang Z. J. The construction of National Open University: Reform and innovation // Distance Education in China. 2013. Vol. 32, № 4. P. 6–10.
12. Li J. The state and appraisement of China distance education regulations // Distance Education in China. 2007. Vol. 32, № 7. P. 25–29.
13. Xu H. Quality audit by ICDE: Ontological significance and academic deductions // Distance Education in China. 2008. Vol. 27, № 11. P. 28–32.
14. Zheng Q. H. Learning theory and improved path of cost-effectiveness of distance education // Open Education Research. 2014. Vol. 20, № 5 P. 29–37.
15. Santosh S., Panda S. Sharing of knowledge among faculty in a Mega Open University // Open Praxis. 2016. Vol. 8, № 3. P. 247–264.
16. Куликов С. Б. Тенденции в развитии инновационных форм образовательной деятельности в Индии и Китае // Открытое и дистанционное образование. 2022. № 2(82). С. 5–13. doi: https://doi.org/10.17223/16095944/82/1
17. Liu Y. D. To further the reform of higher education by taking a connotative development path and putting quality as the core. 2017 URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/moe_176/201205/t20120516_135808.html (дата обращения: 02.05.2023).
Выпуск: 4, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ
Страницы: 96 — 103
Скачиваний: 394