Эмоциональная грамотность и методы ее формирования у подростков и юношества
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-3-28-34
Статья посвящена проблемам развития эмоциональной грамотности как способности понимать собственные эмоции и эмоции других людей, умения адекватно их выражать, а также готовности на этой основе к эмоциональному взаимодействию. В статье обосновывается мысль о том, что эмоциональная грамотность является когнитивной основой эмоционального интеллекта. Эмоциональную грамотность можно рассматривать как совокупность знаний и навыков, которые можно сформировать с помощью конкретных образовательных программ. Авторы обсуждают возможности формирования эмоциональной грамотности у подростков и развития на этой основе эмоционального интеллекта. В статье представлено авторское видение задач работы по формированию эмоциональной грамотности у подростков, проанализированы различные формы осуществления этой деятельности (тренинг, беседы, дискуссионные клубы, творческие студии и др.). Авторы обосновывают мысль о том, что задачи развития эмоциональной грамотности могут и должны решаться не только во внеурочной деятельности, но и непосредственно в учебном процессе. Преподавание гуманитарных предметов, особенно литературы, истории, мировой художественной культуры, должно быть построено на сочетании эмоционального и рационального в познании человеческого поведения и эмоций.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная грамотность, подростковый возраст, обучение, тренинг
Библиография:
1. Ситаров В. А., Пашкова О. А. Сущностные признаки эмоционального интеллекта // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 7. С. 315–318.
2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А. П. Исаевой. М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2009. 478 с.
3. Романова Е. Н. Дифференциация понятий «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетенция» // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 1 (103). С. 150–152.
4. Косоногов В. В., Воробьева Е. В., Ковш Е. М., Ермаков П. Н. Мозговая организация и генетические корреляты эмоционального интеллекта // Мир науки. 2018. № 2. URL: https://mir-nauki.com/19PSMN218.html (дата обращения: 18.09.2022).
5. Анохина А. С., Токарева О. А. Психофизиологические основы эмоционального интеллекта // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 311–314.
6. Bandura A. Exercise of personal and collective efficacy in changing societies // Self-efficacy in changing societies. Based on the proc. of the Third Ann. Conf. held Nov. 4-6, 1993. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. P. 1–45.
7. Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. 1023 c.
8. Пуховский Н. Н. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций. М.: Ин-т психологии РАН, 1999. 211 с.
9. Hamamura T., Mearns J. Depression and somatic symptoms in Japanese and American college students: Negative mood regulation expectancies as a personality correlate // International journal of psychology. 2019. Vol. 54, no. 3. P. 351–359.
10. Steiner C., Perry P. Achieving Emotional Literacy. London: Bloomsbury Publishing Plc, 1997. 235 p.
11. Deng X., Cheng Ch., Chow H.M., Ding X. Prefer feeling bad? Subcultural differences in emotional preferences between Han Chinese and Mongolian Chinese // International journal of psychology. 2018. Vol. 54 (3). P. 333–341.
12. Zagefka H., Mohamed A., Mursi G., Lay S. Antecedents of intra/intergroup friendships and stress levels among ethnic and religious minority members // International journal of psychology. 2016. Vol. 51 (6). P. 403–411.
13. Верхотурова Н. Ю. К проблеме изучения эмоциональной грамотности личности // Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies. 2021. Special issue. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-izucheniya-emotsionalnoy-gramotnosti-lichnosti (дата обращения: 11.11.2022).
14. Рылеева А. С., Хомутникова Е. А., Еманова С. В. Развитие soft skills у старшеклассников с применением цифровых инструментов // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 1. С. 77–98.
15. Stefansdottin S. I., Sutherland V. J. Preference aworeness education as stress management training for academic staff // Stress and health. 2005. Vol. 21 (5). P. 310–318.
16. Ларина А. Т. Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10-4 (52). С. 121–123.
17. Гарипова Ю. М. Эмоциональный интеллект и педагогическая интуиция // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 17, № 2. С. 38–50.
18. Гулюк Н. В. Эмоциональный интеллект в продажах // Бизнес-образование в экономике знаний: междунар. научный электронный журнал. 2017. № 3 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-vprodazhah (дата обращения: 10.10.2022).
19. Siu O., Cooper C. L. A study of occupational stress, job satisfaction, and quitting intention in Hong Kong firms: the role of locus control and organizational commitment // Stress Medicine. 1998. Vol. 14 (1). P. 55–56.
20. Nickel C., Lahmann C., Triff K. Stressed aggressive adolescents benefit from progressive muscle relaxation: A random, prospective, controlled trial // Stress and health. 2005. Vol. 21 (3). P. 169–175.
21. Игумнов С. А. Основы психотерапии детей и подростков: справочное пособие. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. 176 с.
22. Гайнанова Л. Р. Особенности развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiyaemotsionalnogo-intellekta-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 12.10.2022).
23. Гришина А. В., Исаева О. М., Савинова С. Ю. Эмоциональный интеллект студентов – HR-менеджеров // Вестник Мининского университета: электронный журнал. 2018. № 2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-studentov-hr-menedzherov (дата обращения: 08.10.2022).
24. Зорина Н. Н. Возможности развития эмоционального интеллекта // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-1. С. 300–304.
25. Аникина А. П., Барабанова М. С. Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников // Наука и школа. 2020. № 3. С. 197–204.
26. Гиниятуллина Э. Д. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника // Universum: психология и образование. 2019. № 2 (56). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/6919 (дата обращения: 12.10.2022).
Выпуск: 3, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ОБЩЕЕ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 28 — 34
Скачиваний: 322