Академическая адаптация студентов с ограниченными возможностями психологического здоровья и особенностями когнитивного профиля: теоретический анализ
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-2-147-163
Интерес к изучению проблем академической адаптации обучающихся с ограниченными возможностями психологического здоровья со стороны исследователей обусловлен ростом числа поступающих в вузы студентов-инвалидов. Помимо изучения широкого спектра особенностей когнитивного профиля студентов данной категории, представляет интерес их адаптация и формирование готовности к академическим вызовам. Число и характер влияний социальных, академических и других барьеров на студентов с инвалидностью отличается от тех, с которыми приходится сталкиваться обычным студентам при поступлении в вуз. В результате негативного воздействия внешних факторов возникает ряд психологических проблем, выявлением и решением которых должны заниматься не только компетентные службы вузов, но и преподаватели и персонал, контактирующий с данной категорией студентов. Главной проблемой улучшения процесса академической адаптации и преодоления психологических барьеров является недостаток имеющихся эмпирических данных, основанных на личном опыте студентов с ОВЗ. Приведен анализ работ, посвященных изучению различных аспектов проблемы академической адаптации данного кластера обучающихся. Рассмотрены основные направления отечественных и зарубежных исследований. Сделаны выводы о сходстве и различиях подходов, а также о необходимости теоретических обобщений проблемы академической адаптации на основе комплексного и системного подходов.
Ключевые слова: студенты с ОВЗ, академическая адаптация, академическая успешность, академические вызовы, академические и психологические барьеры, абьюз, когнитивный профиль, когнитивные функции, пониженная обучаемость
Библиография:
1. Аржаных Е. В. Высшее профессиональное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: статистический анализ // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 1. C. 150–160. https://doi.org/10.17759/pse.2017220117
2. Кантор В. З., Проект Ю. Л. Инклюзивное высшее образование: социально-психологическое благополучие студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 2. С. 51–73. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-2-51-73
3. Shamionov R., Grigoryeva M., Grinina E., Sozonnik A. Characteristics of Academic Adaptation and Subjective Well-Being in University Students with Chronic Diseases // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. 2020 (а). Vol. 10, № 3. P. 816–831. https://doi.org/10.3390/ejihpe10030059
4. Lacour M., Tissington L. D. The effects of poverty on academic achievement // Educational Research and Reviews. 2011. Vol. 6, № 7. P. 522–527.
5. Loopstra R., Lalor D. Financial Insecurity, Food Insecurity, and Disability: The Profile of People Receiving Emergency Food Assistance from The Trussell Trust Foodbank Network in Britain. Trussell Trust, 2017. URL: https://trusselltrust.org/wp-content/uploads/sites/2/2017/06/OU_Report_final_01_08_online.pdf (дата обращения: 25.02.2019).
6. Береговая О. А., Лопатина С. С., Отургашева Н. В. Барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 108–118. https://doi.org/10.32744/pse. 2019.2.9
7. Косинцева Т. Д., Кулешова Н. Д. Преодоление межкультурных барьеров в студенческой среде // Теория и практика общественного развития. 2016. № 9. С. 16–18.
8. Хайруллин Р. З. Формирование этнотолерантности будущих специалистов в вузах социального профиля // Социальная педагогика. 2011. № 1. С. 32–46.
9. Bailey M. J., Dynarski S. M. Inequality in postsecondary education // Whither Opportunity: Rising Inequality, Schools, and Children’s Life Chances / ed. by J. Duncan & R. Murnane. New York: Russell Sage, 2011. P. 117–132. https://doi.org/10.3386/w17633
10. Bills K. L. Maneuverability Experiences Faced by Individuals Who Use Wheelchairs in Rural Settings: A Qualitative Analysis // Contemporary Rural Social Work. 2017. Vol. 9, № 1. P. 1–11.
11. Martin J. L. Book Review: The Rise of Women: The Growing Gender Gap in Education and What It Means for American Schools by Thomas A. Diprete and Claudia Buchmann // Gender & Society. 2014. Vol. 28, № 6. P. 928–929. https://doi.org/10.1177/0891243214528573
12. Shamionov R., Grigoryeva M., Grinina E., Sozonnik A. Correlation of academic adaptation and commitment to social activity in university students with chronic diseases // E3S Web of Conferences. 2020. № 210. 19019. doi:10.1051/e3sconf/202021019019
13. Walker L. Impact of Academic Support Centers on Students with Disabilities in Postsecondary Institutions // Learning Assistance Review. 2016. Vol. 21, № 1. P. 81–92.
14. Ishitani T. T. Studying attrition and degree completion behavior among first-generation college students in the United States // The Journal of Higher Education. 2006. Vol. 77, № 5. P. 861–885.
15. Wasielewski L. M. Academic Performance of Students with Disabilities in Higher Education: Insights from a Study of One Catholic College // Journal of Catholic Education. 2016. Vol. 20, №. 1. P. 136–151. https://doi.org/10.15365/joce.2001062016
16. Белоглазов А. А., Белоглазова Л. Б., Белоглазова И. А. Проектирование инклюзивной самостоятельной работы студентов с применением информационных технологий // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2018. Т. 15, №3. C. 294–303. https://doi.org/10/22363/2312-8631-2018-15-3-294-303
17. Bills K. L. A Review of Literature: Identifying Barriers to Academic Success Among Students with Disabilities Attending College in Rural Regions // Contemporary Rural Social Work Journal. 2019. Vol. 11, № 1. P. 1–13.
18. Dong S., Lucas M. S. An analysis of disability, academic performance, and seeking support in one university setting // Career Development and Transition for Exceptional Individuals. 2013. Vol. 20, № 10. P. 1–10.
19. Pingry O’Neill L. N., Markward M. J., French J. P. Predictors of graduation among college students with disabilities // Journal of Postsecondary Education and Disability. 2012. Vol. 25, № 1. P. 21–36.
20. Kilpatrick S., Johns S., Barnes R., Fischer S., McLennan D., Magnussen K. Exploring the retention and success of students with disability in Australian higher education // International Journal of Inclusive Education. 2016. Vol. 21, № 1. P.747–762.
21. Verdugo M. A., Gómez L. E., Arias B., Navas P., Schalock R. L. Measuring quality of life in people with intellectual and multiple disabilities: Validation of the San Martín scale // Research in Developmental Disabilities. 2014. Vol. 3, № 1. P. 75–86. https://doi.org/10.1016/j.ridd.2013.10.025
22. Кантор В. З., Мазур М. А. Мотивационно-потребностные факторы преемственности школьного и вузовского образования лиц с нарушениями сенсорной и двигательной сферы: к проблеме эффективности профориентационной работы в системе социально-трудовой реабилитации инвалидов // Инклюзия в образовании. 2019. Т. 4, № 1. С. 134–158.
23. Dymond S., Meadan H., Pickens J. Postsecondary Education and Students with Autism Spectrum Disorders: Experiences of Parents and University Personnel // Journal of Developmental and Physical Disabilities. 2017. Vol. 29, № 5. P. 1–17. https://doi.org/10.1007/s10882-017-9558-9
24. Arscott W. Students with Learning and Developmental Disabilities in Post-Secondary Education // Critical issue in higher education. 2013. Vol. 8, № 1. P. 115–125. https://doi.org/10.1007/978-94-6209-046-0_9
25. Гаранян Н. Г., Андрусенко Д. А., Хломов И. Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации // Психологическая наука и образование. 2009. Т. 14, № 1. С. 72–81.
26. Shamionov R., Grigoryeva M., Sozonnik A., Grinina E. The Role of Junior Adolescents’ School Well-Being/Ill-Being Characteristics in School Anxiety Variations // Eur. J. Investig. Health Psychol. Educ. 2021. № 11. P. 878–893. doi.org/10.3390/ejihpe11030065
27. Callens M., Tops W., Brysbaert M. Cognitive profile of students who enter higher education with an indication of dyslexia // PloS ONE. 2012. Vol. 7, № 6. P. 1–14. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0038081
28. Richlan F., Kronbichler M., Wimmer H. Meta-analyzing brain dysfunctions in dyslexic children and adults // Neuroimage. 2011. Vol. 56, № 3. P. 1735–1742. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2011.02.040
29. Callens M., Tops W., Stevens M., Brysbaert M. An exploratory factor analysis of the cognitive functioning of firstyear bachelor students with dyslexia // Annals of Dyslexia. 2014. Vol. 64, № 1. P. 91–119. https://doi.org/10.1007/s11881-013-0088-6
30. Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Созонник А. В., Гринина Е. С., Протасов П. А., Силютина Н. Г. Характеристики академической адаптации и когнитивных функций студентов с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 258–272. doi: 10.32744/pse.2020.5.18
31. Mayes S. D., Calhoun S. L. Frequency of reading, math, and writing disabilities in children with clinical disorders // Learning and Individual Differences. 2006. Vol. 16, № 2. P. 145–157. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2005.07.004
32. Bakker T., Krabbendam L., Bhulai B., Begeer S. First-Year Progression and Retention of Autistic Students in Higher Education: A Propensity Score-Weighted Population Study // Autism in Adulthood. 2020. https://doi.org/10.1089/aut.2019.0053
33. Geller L. L, Greenberg M. Managing the transition process from high school to college and beyond: Challenges for individuals, families, and society // Social Work in Mental Health. 2010. Vol. 8, № 1. P. 92–116.
34. Mayes S. D., Calhoun S. L. Ability Profiles in Children with Autism: Influence of Age and IQ // Autism: The International Journal of Research and Practice. 2003. Vol. 7, № 1. P. 65–80. https://doi.org/10.1177/1362361303007001014
35. Anderson A. H., Stephenson J., Carter M. A systematic literature review of the experiences and supports of students with autism spectrum disorder in post-secondary education // Research in Autism Spectrum Disorders. 2017. Vol. 39. P. 33–53. https://doi.org/10.1016/j.rasd.2017.04.002
36. Kurth J., Mastergeorge A. Academic and cognitive profiles of students with autism: Implications for classroom practice and placement // International Journal of Special Education. 2010. Vol. 25, № 2. P. 8–14.
37. Ford J. Educating Students with Learning Disabilities in Inclusive Classrooms // Electronic Journal for Inclusive Education. 2013. Vol. 3, № 1. P. 1–20.
38. Scruggs T. E., Mastropieri M. A., Marshak L. Peer-mediated instruction in inclusive secondary social studies learning: Direct and indirect learning effects // Learning Disabilities Research & Practice. 2012. Vol. 27, № 1. P. 12–20. https://doi.org/10.1111/j.1540-5826.2011.00346.x
39. Айсмонтас Б. Б., Одинцова М. А. Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 1. C. 71–80. https://doi.org/10.17759/pse.2017220109
40. Stein K. F. Experiences of selected emerging adults with emotional or behavioral difficulties in higher education // Career Development and Transition for Exceptional Individuals. 2012. Vol. 35, № 3. P. 168–179. https://doi.org/10.1177/0885728812438940
41. Евдокимова В. В. Адаптация студентов с ОВЗ к новому образовательному пространству как одно из направлений работы психологической службы СПК МГППУ // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы международной научно-практической конференции. М.: МГППУ, 2011. С. 181–183.
42. Сорокин Н. Ю., Луковенко Т. Г. Готовность профессорско-преподавательского состава к обучению инвалидов в вузе // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 2. С. 68–76. https://doi.org/10.17759/pse.2018230208
43. Ефимова Г. З., Волосникова Л. М., Огороднова О. В. Гендерное измерение инклюзии: Кейс университетов Западной Сибири // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 2. С. 77–88. https://doi.org/10.17759/pse.2018230209
44. Belch H. Understanding the experiences of students with psychiatric disabilities: A foundation for creating conditions of support and success // New Directions for Student Services. 2011. Vol. 2011, № 134. P. 73–94. https://doi.org/10.1002/ss.396
45. Megivern D., Pellerito S., Mowbray C. Barriers to higher education for individuals with psychiatric disabilities // Psychiatric Rehabilitation Journal. 2003. Vol. 26, № 3. P. 217–231. https://doi.org/10.2975/26.2003.217.231
46. Best L., Still M., Cameron G. Supported education: Enabling course completion for people experiencing mental illness // Australian Occupational Therapy Journal. 2008. Vol. 55, № 1. P. 65–68. https://doi.org/10.1111/j.1440-1630.2007.00690.x
47. Newman L., Wagner M. Longitudinal Post-High School Outcomes of Young Adults with Learning Disabilities or Emotional/Behavioral Disorders // Advances in Learning and Behavioral Disabilities. 2015. Vol. 28. P. 31–36. https://doi.org/10.1108/s0735-004x20150000028003
48. Salzer M. S. A comparative study of campus experiences of college students with mental illnesses versus a general college sample // Journal of American College Health. 2012. Vol. 60, № 1. P. 1–7. https://doi.org/10.1080/07448481.2011.552537
49. Stein K. F. DSS and Accommodations in Higher Education: Perceptions of Students with Psychological Disabilities // Towson University Journal of Postsecondary Education and Disability. 2013. Vol. 26, № 2. P. 145–161.
50. Hamblet E. C. Helping Your Students with Disabilities during Their College Search // Journal of College Admission. 2009. № 205. P. 6–15.
51. Carter E. W., Trainor A. A., Ditchman N., Owens L. A pilot connecting youth with emotional or behavioral difficulties to summer work experiences // Career Development for Exceptional Individuals. 2011. Vol. 34, № 2. P. 95–106. https://doi.org/10.1177/0885728810395745
52. Findley P. A., Plummer S., McMahon S. Exploring the Experiences of Abuse of College Students With Disabilities // Journal of Interpersonal Violence. 2016. Vol. 31, № 17. P. 2801–2823. https://doi.org/10.1177/0886260515581906
53. Sabina C., Ho L. Campus and college victim responses to sexual assault and dating violence: Disclosure, service utilization, and service provision // Trauma, Violence & Abuse. 2014. Vol. 15, № 3. P. 201–226. https://doi.org/10.1177/1524838014521322
54. Hershkowitz I., Lamb M. E. Victimization of children with disabilities // American Journal of Orthopsychiatry. 2007. Vol. 77. N. 4. P. 629–635.
55. Plummer S. B., Findley P. A. Women with disabilities’ experience with physical and sexual abuse: A review of the literature and implications for the field // Trauma, Violence, & Abuse. 2012. Vol. 13, № 1. P. 15–29. https://doi.org/10.1177/1524838011426014
56. Honey A., Emerson E., Llewellyn G. The mental health of young people with disabilities: Impact of social conditions // Social Psychiatry & Psychiatric Epidemiology. 2011. Vol. 46, № 1. P. 1–10. https://doi.org/10.1007/s00127-009-0161-y
57. Baker L., Prevatt F., Proctor B. Drug and alcohol use in college students with and without ADHD // Journal of Attention Disorders. 2012. Vol. 16, № 3. P. 255–263. https://doi.org/10.1177/1087054711416314
58. Александрова Л. А., Силантьева Т. А. Социальная поддержка студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Клиническая и специальная психология. 2014. Т. 3, № 2. С. 28–54.
59. Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Гринина Е. С., Созонник А. В. Роль характеристик личности и социальной активности в академической адаптации студентов университета с хроническими заболеваниями // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10, № 3. С. 181–207. doi: 10.17759/cpse.2021100310
60. Шамионов Р. М. Адаптационная готовность личности – субъекта социального взаимодействия // Известия СГУ имени Н. Г. Чернышевского. Новая серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, № 4. С.106–112. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2015-15-4-106-112
61. Григорьева М. В., Граур М. В. Соотношение понятий «академическая адаптация» и «самоэффективность» в понимании учителей и школьных педагогов-психологов // Социальный мир человека: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Н. И. Леонова. Ижевск: ERGO, 2018. C. 69–72.
62. Курбангалеева Е. Ш., Веретенников Д. Н. Доступность высшего профессионального образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 1. C. 169–180. https://doi.org/10.17759/pse.2017220119
63. Пряжникова Е. Ю., Чистовский Д. И. Самосознание студентов с ОВЗ на этапе профессионального развития // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 4. C. 81–91.
64. Хаустов А. В. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройством аутического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14, № 2. С. 3–12. https://doi.org/10.17759/autdd.2016140201
Выпуск: 2, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 147 — 163
Скачиваний: 391