Актуализация эффективных форм наставничества в системе общего образования
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-2-77-85
Актуализируется вопрос развития наставничества, системы руководства движением наставничества в педагогической сфере, диссеминации его форм в системе общего образования. Целью исследования является определение сущностных характеристик феномена наставничества, различных форм наставничества советского периода. Методология исследования включает анализ отечественной и зарубежной педагогической научной литературы по формам наставничества, контент-анализ, обобщение и систематизацию данных. Представлен контент-анализ определений понятия «наставничество» в образовательной сфере. Выделены сущностные характеристики наставничества, раскрыты функции наставничества: информационная, ориентационная, мобилизационная, конструктивная, коммуникативная, исследовательская. Выявлены особенности педагогического наставничества в советский период в целях обогащения опытом организации педагогического руководства профессиональным становлением молодых педагогов. Раскрыты сущностные характеристики разновидностей форм наставничества. Представлено сравнение основных составляющих системы наставничества в советский и современный периоды: организация системы наставничества; формы и методы работы с наставниками; формы передачи опыта наставников. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития системы руководства движением наставничества в педагогической сфере, выработки единого подхода к разработке основополагающих документов по наставничеству, дальнейшего развития содержания и форм работы наставников педагогической наукой.
Ключевые слова: понятийный аппарат наставничества, функции наставничества, организационные формы наставничества, методы наставничества, общее образование
Библиография:
1. Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16. Федеральный проект «Современная школа». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308 (дата обращения: 07.11.2022).
2. Словарь русского языка: в 4 т. М., 1982. Т. 2. 399 с.
3. Педагогический энциклопедический словарь. 2012. URL: https://slovar.cc/enc/ped/2137638.html (дата обращения: 07.11.2022).
4. Википедия. Наставничество. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE (дата обращения: 07.11.2022).
5. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Л. Н. Нугуманова, Т. В. Яковенко. 2-е изд., доп., перераб. Казань: ИРО РТ, 2020. 51 с.
6. Исследования молодых ученых: XXIII Mеждунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.) / под ред. И. Г. Ахметова и др. Казань: Молодой ученый, 2021. 40 с.
7. Любар А. А., Тхоржевский Л. А. Наставничество в воспитании учащихся общеобразовательной школы. Киев: Рад. школа, 1982. 112 с.
8. Дудина Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского гос. пед. ун-та. 2017. № 5. С. 25–36.
9. Батышев А. С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе. М.: Высш. шк., 1985. 272 с.
10. Комарова Е. И. Результативный самоменеджмент. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012. 133 с.
11. Kevin J. Graziano. Peer Teaching in a Flipped Teacher Education Classroom // TechTrends. March 2017. no. 61(2). pp. 121–129.
12. Ovens A. Disturbing Practice in Teacher Education Through Peer-Teaching // Self-Study in Physical Education Teacher Education. Self-Study of Teaching and Teacher Education Practices / Ovens A., Fletcher T. (eds). Springer, Cham., 2014. Vol. 13. Pр. 87–98. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-319-05663-0_7
13. Костенков П. П. Педагогика наставничества. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1977. 112 с.
14. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. 183 с.
15. Щербаков А. И., Рыков Н. Л. Профессиограмма учителя биологии средней общеобразовательной школы // Научно-педагогические основы подготовки учителя биологии. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1971. Вып. 1. 78 с.
16. Гриб Т. И. Педагогическое наставничество (содержание, формы и методы работы). Л.: Знание, 1986. 16 с.
17. Учителю-наставнику (Методические рекомендации для наставников молодых учителей). Кишинев, 1980. 22 с.
18. Рекомендации директору школы и наставнику по организации и руководству стажерской практикой. Вологда, 1983. 18 с.
Выпуск: 2, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Страницы: 77 — 85
Скачиваний: 335