Интерактивное педагогическое взаимодействие на экскурсиях религиоведческой тематики: специфика, возможности применения, результаты
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-2-58-67
Актуальность изучения возможностей и специфики применения интерактивного взаимодействия на экскурсиях религиоведческой тематики определяется активным поиском методических приемов проведения таких экскурсий современными педагогами и экскурсоводами при общей неразработанности форм и способов применения интерактивных педагогических технологий на экскурсиях, посвященных религиозной культуре. Объектом анализа являются специфика и возможности применения интерактивного взаимодействия на религиоведческой экскурсии. Материалом послужил педагогический опыт проведения интерактивных экскурсий в рамках проекта «Женский монастырь в Томске: погружение в реальность». Выявлены особенности интерактивного взаимодействия на экскурсии религиоведческой тематики, к числу которых принадлежат опора на актуальные знания и опыт аудитории и погружение в религиозную культуру через использование на экскурсии символов этой культуры. В результате показаны положительные результаты применения интерактивного взаимодействия: разрушение у аудитории стереотипов о религиозной культуре, рост интереса к традиции, а также к истории самого экскурсионного объекта. Материалы статьи могут быть использованы в учебном процессе высших учебных заведений и средних общеобразовательных школ.
Ключевые слова: интерактивное педагогическое взаимодействие, религиозная культура, традиционная культура, экскурсия, монастырь
Библиография:
1. Швецова И. В. Интерактивные педагогические технологии в системе дополнительного образования // Труды Санкт-Петербургского гос. ин-та культуры. 2013. С. 324–331.
2. Куликова И. Г., Ахмадуллин Ф. Р. Методика выстраивания и проведения интерактивной этнографической экскурсии в музее образовательного учреждения // Этническая культура. 2020. № 2 (3). С. 111–114.
3. Сологубова С. А. Интерактивная экскурсия как средство организации исследовательской работы студентов по изучению культурного наследия // Вестник науки. 2019. Т. 1, № 3 (12). С. 30–32.
4. Полосина А. В. Интерактивные формы организации и проведения экскурсий в начальной школе // Наука и образование. 2019. Т. 2, № 2. С. 22.
5. Щербинина М. С., Валеев Р. М. Интерактивные экскурсии в музее на примере центра «Эрмитаж-Казань» // Историко-культурное наследие как потенциал развития туристско-рекреационной сферы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Казанский гос. ун-т культуры и искусств, 2014. С. 189–196.
6. Свешников А. Ю., Обухов А. Д. Актуальность применения интерактивных виртуальных экскурсий в высших учебных заведениях // Виртуальное моделирование, прототипирование и промышленный дизайн: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. 2021. С. 153–155.
7. Михалькова С. А., Кржижевский М. В. Роль религиозного туризма в развитии межкультурного диалога (на примере тура «Самара – город пяти религий») // Актуальные проблемы развития туризма и гостеприимства: материалы Всерос. науч. практ. конф / отв. ред. Е. Г. Радыгина. 2017. С. 114–123.
8. Ковалёнок Ю. Е. Потенциал музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании (на примере этнографической экспозиции Забайкальского краевого краеведческого музея им. А. К. Кузнецова) // Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Забайкалья: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 2019. С. 271–274.
9. Дидур Е. А. «Основы религиозных культур и светской этики»: региональный опыт // Народное образование. 2011. № 8 (1411). С. 174–180.
10. Здоровцева О. В. Православное краеведение как содержательный элемент образовательной программы на примере начальной школы // Тысячелетие просветителя Руси: проблемы просвещения в зеркале духовной школы: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. Свято-Тихоновской конф. 2015. С. 153–160.
11. Елескина О. В. Проблемы и перспективы развития религиозного туризма в регионах юга Западной Сибири // Вестник Кемеровского гос. ун-та. 2015. № 2-7 (62). С. 168–171.
12. Социальная активность, гражданственность и патриотизм в молодежной среде Томской области. Отчет по результатам социологического исследования. Томск, 2018. URL: https://dmpfs.tomsk.gov.ru/sotsiologicheskoeissledovanie-sotsialnaja-aktivnost-grazhdanstvennost-i-patriotizm-v-molodezhnoj-srede-tomskoj-oblasti (дата обращения 6 ноября 2022 г.).
13. Выготский Л. С. Проблемы психического развития ребенка: хрестоматия по психологии / под ред. проф. А. В. Петровского. М., «Просвещение», 1977. С. 409–415.
14. Шептуховский М. В. Экскурсия как интерактивная форма обучения // Научный поиск. 2014. № 2.4. С. 67–70.
15. Лотман Ю. М. Символ в системе культуры: избранные статьи. Т. 1. Таллинн, 1992. С. 191–199.
16. Зуйкова С. А., Привалов И. В. Значение пояса и платка в русском традиционном костюме: христианская символика и народное осмысление // Культурологический журнал. 2017. № 2 (28). URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29205619_34062478.pdf (дата обращения 6 ноября 2022 г.).
17. Сазонова Н. И., Райкова О. А. Экскурсионная работа в преподавании религиоведческих дисциплин: опыт Томского гос. пед. ун-та // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 2 (30). С. 52–59.
Выпуск: 2, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Страницы: 58 — 67
Скачиваний: 357