Этические основы, социально-моделирующий потенциал и творческие аспекты литературной игры для младших школьников «На асфальте города…»
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-2-24-36
Изложена методическая концепция, рассмотрен порядок организации и проведения, оценены педагогические возможности и текущие результаты Всероссийского литературно-игрового конкурса «На асфальте города…», основанного на одноименном рассказе томского фантаста Виктора Колупаева и проходящего при учредительстве Томской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина с 2015 г. по настоящее время. В ходе анализа материалов семи сезонов игры (названий, рисунков и описаний «городов для инопланетян», перечней игровых ролей, особенностей презентации проектов) прослеживается этическая, социально ориентированная и творческая составляющая деятельности конкурсантов, выявляются принципы взаимодействия источников игрового конструирования (текст опорного рассказа, «фантастический стандарт», разнообразные фоновые знания, включая и специфические, связанные с этноконфессиональными традициями и краеведческой информацией), характеризуются меры оптимизации педагогических эффектов игры. Исследование показало, что эмоциональное принятие этического посыла опорного рассказа, которое определяет общую направленность игровой деятельности, в большинстве случае является безусловным, в то время как социальные установки и творческое самовыражение игроков могут требовать педагогического регулирования.
Ключевые слова: гуманистическая фантастика, литературные игры, социальные игры, ролевые игры, проектная деятельность учащихся, стимулирование креативности, нравственно-эстетическое воспитание школьников
Библиография:
1. Надолинская Т. В. Игра в контексте истории философии, культуры и педагогики // Образование и наука. 2013. № 7 (106). С. 138–152.
2. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2019. 816 с.
3. Куприянов Б. В., Миновская О. В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъектности во взаимодействии. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2002. 120 с.
4. Герлах И. В. Социальные ролевые игры живого действия в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. Т. 20. № 3. С. 185–188.
5. Герлах И. В. Сюжетно-ролевая театрализованная игра как средство формирования социально значимых качеств личности // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. 2010. Т. 16. № 3. С. 221–226.
6. Шибалов Е. Ю. Социальные игры в практике воспитательной работы // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. № 2. С. 177–179.
7. Куровская П. Мотив вторжения в рассказах «Урочный час» Рэя Брэдбери и «На асфальте города…» Виктора Колупаева (2012) // Пространства и Времена Виктора Колупаева: виртуальный музей писателя. Томск: Томская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина, 2016–2022. URL: http://kolupaev.lib.tomsk.ru/files2/371_Kurovskaja_Polina.pdf (дата обращения: 27.10.2022).
8. Слиткова У. Литературно-игровой проект по мотивам рассказа Виктора Колупаева «На асфальте города…» (2014) // Пространства и Времена Виктора Колупаева: виртуальный музей писателя. Томск: Томская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина, 2016–2022. URL: http://kolupaev.lib.tomsk.ru/files2/299_Uljana.pdf (дата обращения: 27.10.2022).
9. Литературно-игровой конкурс «На асфальте города…» // Пространства и Времена Виктора Колупаева: виртуальный музей писателя. Томск: Томская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина, 2016–2022. URL: http://kolupaev.lib.tomsk.ru/page/61/ (дата обращения: 27.10.2022).
10. Никиенко И. В. Развитие читательских интересов учащейся молодежи в рамках литературно-краеведческого проекта библиотеки (на материале опыта реализации проекта «Пространства и Времена Виктора Колупаева» в ТОУНБ им. А. С. Пушкина») // Книга: Сибирь – Евразия: труды I Международного научного конгресса: в 3 т. Т. 3. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2016. Т. 3. С. 358–367.
11. Никиенко И. В. Библиотечные творческие конкурсы для школьников и студентов как средство развития читательского интереса к прозе томского фантаста Виктора Колупаева: способы актуализации текста, аудитория, партнеры // Сибирская детская литература и практики чтения в Сибири. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2021. С. 49–53.
12. Митина О. В., Исакова Р. В. Особенности переживания в игровой деятельности у студентов (на материале групповых настольных игр) // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022. Т. 19. № 2. С. 282–303. DOI 10.22363/2313-1683-2022-19-2-282-303
Выпуск: 2, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 24 — 36
Скачиваний: 325