МУЗЫКА РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ В ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ КАК ПАТРИОТОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-6-114-121
Рассмотрена проблема патриотического воспитания подростков в современных условиях информационной войны, направленной в том числе на подрастающее поколение. Отмечено деструктивное влияние потребительской субкультуры, доминирование псевдоискусства над истинным искусством и культурой, что приводит к деформации ценностных понятий об истине, добре и красоте, чувства патриотизма, любви к Отечеству. Обоснована ничем другим незаменимая роль искусства в патриотическом воспитании современных подростков, поскольку эмоционально-чувственный компонент (любовь к родине и ее народу, гордость за прошлые победы в борьбе за независимость, культурные достижения современности и привязанность к родным местам) является основным содержанием понятия «патриотизм» и произведений искусства. Музыка, соприкасаясь с тончайшими движениями человеческой души, ближе других видов искусства к самой сути возвышенного в природе, обществе, индивидуальной жизни человека. Приведены примеры реализации воспитательных возможностей произведений отечественных композиторов патриотической направленности (А. П. Бородина, Д. Д. Шостаковича, Г. В. Свиридова) студентами-музыкантами во время педагогической практики в общеобразовательной школе. Выбор произведений отражает разные периоды отечественной истории: от начала XII в. и до наших дней. Оправданность методических подходов в решении задач патриотического воспитания подростков на примере прослушивания и исполнения музыки отечественных композиторов подтверждена данными устного и письменного опроса учащихся 7-го класса, которые позволяют судить о достаточно высоком уровне их патриотической воспитанности на данном возрастном этапе развития.
Ключевые слова: патриотизм, родина, Отечество, воспитание, школьники, урок музыки, произведение, русские композиторы
Библиография:
1. Щербакова А. И. Феномен музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения // Музыкальное искусство и образование. 2013. № 3. С. 13–17.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Прогресс, 1994. 3600 с.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
4. Лапшакова А. А. Воспитание любви к Отечеству у школьников на примере произведений Г. В. Свиридова на уроках музыки // Актуальные вопросы современной науки: сб. ст. по материалам XIX Международной научно-практич. конференции (14 марта 2019 г., г. Томск): в 2 ч. Ч. 2. Уфа, 2019. С. 81–86.
5. Троицкий В. Ю. Духовность слова. М.: ИТРК, 2001. 184 с.
6. Катуржевская О. В., Кочурина Т. С. Социально-педагогический анализ представлений современных подростков о традиционных ценностях // Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 3 (43). С. 8–18.
7. Приказ Минпросвещения России № 287 от 31.05.2021 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 15.07.2022).
8. Асмолов А. Г. Психология, искусство, образование // Искусство в школе. 1993. № 6. С. 3–5.
9. Человек и духовно-культурные основы возрождения России / под ред. Г. П. Выжлецова, В. Т. Пуляева, В. Н. Сагатовского. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996. 288 с.
10. Шишлянникова Н. П. Потенциал произведений русских композиторов в воспитании любви к Отечеству у подростков / Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: материалы Международной научно-практ. конференции, посвященной 130-летию со дня рождения А. С. Макаренко / под ред. Е. И. Артамоновой. М.: МАНПО, 2018. С. 174–178.
11. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1–8 классы / под руководством Д. Б. Кабалевского. М.: Просвещение, 2006. 225 с.
12. Третьякова Л. С. Советская музыка: кн. для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1987. 174 с.
Выпуск: 6, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Страницы: 114 — 121
Скачиваний: 334