СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-6-104-113
Социальная успешность детерминирует социальную адаптацию и выступает системообразующим элементом личностного и профессионального самоопределения приемного ребенка. Цель исследования – изучение социальной успешности приемного ребенка как фактора эффективности замещающей семьи. В исследовании использованы следующие методы: анализ научной литературы, интервальные наблюдения жизнедеятельности замещающих семей, анализ дневниковых записей замещающих родителей, опросы и собеседования с приемными детьми и замещающими родителями, анализ биографий приемных детей, описание, обобщение и систематизация научных данных. Выявлены компоненты социальной успешности приемного ребенка в процессе воспитания в замещающей семье. В результате изучения жизнедеятельности замещающих семей выделены позитивные и негативные социально-психологические явления. Ключевым фактором повышения эффективности воспитания приемных детей являются условия развития их социальной успешности, психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации и реадаптации ребенка. Научная новизна исследования заключается в представлении структурированных данных о социальной успешности приемного ребенка и ее психолого-педагогических условиях. Установлены особенности проявления социальной успешности в процессе профессионального образования и реализации себя приемным ребенком в качестве взрослого. В результате выделены специфические черты поведения приемных детей в демонстрации внешней и внутренней составляющей социальной успешности, представлены направления социально-психологической и психолого-педагогической работы с ними.
Ключевые слова: социальная успешность, замещающая семья, приемный ребенок, социализация приемного ребенка, компоненты социальной успешности
Библиография:
1. Соломатина Г. Н. Педагогическая концепция формирования позитивного взаимодействия субъектов воспитательного пространства замещающей семьи: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Майкоп, 2021. 45 с.
2. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ «Сфера», 2003. 160 с.
3. Гибадуллин Н. В. Мотивация принятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающую семью // Фундаментальные исследования. 2014. № 9–12. С. 2756–2759.
4. Горбунова В. В., Соломатина Г. Н., Суменко Л. В. Показатели эффективности замещающей семьи // Педагогика. 2019. № 8. С. 54–63.
5. Александрова Е. А., Кожакина С. О. Становление социальной успешности подростка в воспитательной деятельности школы. М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь». 2016. 176 с.
6. Калинина Н. В. Социальная успешность в школьном возрасте: показатели и возможности диагностики // Известия Саратовского ун-та. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2008. № 1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-uspeshnost-v-shkolnom-vozraste-pokazateli-i-vozmozhnostidiagnostiki (дата обращения: 20.07.2022).
7. Кондратьев М. Д. Социальные представления об успешности подростков с разным интрагрупповым статусом и разным уровнем интеллектуальной успешности // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. С. 116–130.
8. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. 5-е изд., доп. М.: Академия, 2005. 200 с.
9. Петровский А. В. Введение в психологию. М.: Академия, 1996. 496 с.
10. Платонов Ю. П. Социальная психология поведения: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2006. 464 с.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
12. Яшнова О. А. Социально-педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 25 с.
13. Соломатина Г. Н. Адаптация детей-сирот к условиям приемной семьи // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 76–82.
14. Соломатина Г. Н., Суменко Л. В. Проявление последствий насилия в кровнородственной семье в адаптации приемного ребенка к условиям замещающей семьи // Современные траектории развития социальной сферы: образование, опыт, проблемы, наука, тенденции, перспективы: материалы Междунар. научно-практич. конф. 2017. С. 197–198.
15. Палиева Н. А., Соломатина Г. Н. Психологические факторы эффективности замещающих семей // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 146–152.
16. Байер Е. А. Жизнестойкость детей-сирот как качество личности выпускника детского дома // Теория и практика физической культуры. 2011. № 5. С. 45–49.
Выпуск: 6, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Страницы: 104 — 113
Скачиваний: 364